Последние новости

Ю-З, 4 м/с
736 мм рт. ст.
05:48
19:15
Жизнь на Земле приобрела свойство стабилизировать работу экосистем и климата
16 июля 2018 | 09:43 Центр ФОБОС
Такой вывод сделали британские учёные. Они сформулировали два простых принципа, которые управляли эволюцией жизни до того, как она успела превратить Землю в систему, стабилизирующую саму себя. Они считают, что появился шанс найти ответ на главный вопрос — как и почему возникли наши древнейшие предки. Материалы об открытии опубликовали <#LINK href="https://ria.ru/science/20180703/1523858367.html" text="РИА НОВОСТИ">. Как показывают расчёты астрофизиков, Галактика и вся Вселенная в целом должны кишеть жизнью, однако никаких следов разумных или неразумных инопланетян учёным пока так и не удалось найти. Многие исследователи полагают, что это связано с тем, что жизнь быстро появляется и ещё быстрее исчезает, не успевая оставить существенных следов. Почему же на Земле жизнь не исчезла за 3 миллиарда лет своего существования? Первое объяснение этого парадокса было изложено известным химиком Джеймсом Лавлоком еще в 1972 году в рамках так называемой "гипотезы Геи". Она постулирует, что климат и условия на Земле напрямую регулируются её обитателями, зелёными растениями и другими живыми организмами, подобно тому, как тело теплокровных животных реагирует на изменения температуры окружающей среды. Эта идея хорошо объясняет то, как земной жизни удалось просуществовать так долго, но она не даёт ответа на самый важный вопрос – как сформировалась эта самоподдерживающаяся система и как возник симбиоз между жизнью и планетой? Ответ на оба этих вопроса можно получить, изучая то, как связаны между собой естественный отбор, эволюция и стабильность местных условий среды.Как объясняют ученые, многие эволюционные "новации" могут быть полезными для выживания одного вида микробов, животных или растений, но они могут дестабилизировать всю экосистему и привести к быстрому вымиранию всех её обитателей за счёт лишения их всех доступных ресурсов, резких изменений в кислотности или прочих свойств окружающей среды. Яркий пример этого – появление первых цианобактерий и порожденный ими мощнейший ледниковый период. Он возник примерно миллиард лет назад в результате резкого снижения уровня СО2 в атмосфере и "обнулил" все развитие жизни за предыдущие исторические эпохи. Если же эволюция идёт достаточно скромными и медленными шагами, то тогда у жизни хватает времени на приспособление к новым условиям или к изменениям, связанным с внешними факторами, в роли которых могут выступать извержения вулканов, рост солнечной активности или перемены в круговороте пород в недрах Земли.По мнению ученых, подобная "эволюция стабильности" неразрывно связана со следующим шагом в развитии жизни – отбором по выживаемости. Это означает, что живые существа, дестабилизирующие экосистемы, будут исчезать быстрее, чем остальные виды микробов, многоклеточных и растений, что, в конечном итоге, приведёт к формированию полностью стабильной и саморегулирующейся Земли, где мы и живём сегодня.