В ходе советско-японской войны Красная армия при участии армии Монгольской Народной Республики провела Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию, которая длилась с 9 августа по 2 сентября. У союзников она получила название «Августовская буря», и это определение как нельзя лучше описывает события середины августа 1945 года. Советские войска действительно словно ураганный ветер пронеслись над Маньчжурией, буквально сметая сопротивление японской Квантунской армии. Однако на каждом из направлений Красная армия столкнулась с необходимостью противостоять не только сильному противнику, который долгое время готовился к отражению нападения, но и со сложными физико-географическими условиями. Нашим подразделениям нужно было преодолевать горно-пустынные районы, переходить через горы узкими, извилистыми дорогами и тропами с крутыми подъёмами и спусками. Военные действия усложнялись особенностями природы и погоды – 40-градусная жара, пустынно-степная, горная, лесисто-болотистая и таёжная местности с крупными реками.
Красной Армии пришлось сначала форсировать пустыню Гоби. Там войска столкнулись с высокими температурами свыше +40°, с песчаными бурями, с облаками раскалённой пыли, которая поднималась вслед за проходящими колоннами. Высокая температура воздуха вызывала перегрев двигателей. В машинах плавились аккумуляторы. Над дорогами в воздух поднимались тучи песчаной пыли, которые затрудняли движение и вызывали износ техники, значительно увеличивался расход горюче-смазочных материалов. Жара негативным образом сказывалась и на личном составе. В первые дни наступления, когда войска преодолевали пустыню, ежесуточно в каждой дивизии в связи с тепловыми ударами выбывали из строя по 30–40 человек. Кроме жары, существенные сложности добавляло практически полное отсутствие источников воды.
Затем они преодолевали горный хребет Большой Хинган. Там накануне прошли ливни, и даже маленькие речушки превратились в бурные горные потоки, которые разрушали дороги, сносили мосты и буквально смывали со склонов автомобили, людей, лошадей и даже танки. На всех реках наблюдались паводки с повышением уровней до 2–3 метров. Переправа по бродам была невозможна. Кроме того, большие трудности вызывали разливы рек и заболоченности долин. Автотранспорт простаивал в ожидании по несколько суток. Тылы отстали, а горючего стало катастрофически не хватать. Даже авиация не могла подвезти достаточное количество топлива. Синоптические особенности Большого Хингана определяли и специфику использования авиации. Наибольшую опасность для полётов представляла облачность, которая закрывала горный перевал. В пасмурную погоду, которой в наибольшей степени отличается именно август, лётчикам необходимо было преодолевать хребет над облаками, чтобы избежать столкновения с вершинами. Вопреки погоде, наши пилоты выполняли боевые задачи. Однако не обошлось и без потерь – за время операции наша армия лишилась 5-и самолётов.
На протяжении всего времени военные гидрометеорологи беспрерывно обеспечивали армию метеоданными. В их распоряжении оказались агентурные данные разведки о климате Маньчжурии, материалы допросов нарушителей границы, японские таблицы метеонаблюдений. Необходимо отметить, что японцы уделяли вопросам метеорологии существенное внимание, и у них было чему поучиться. После принятия решения о вступлении СССР в войну против Японии, между советскими и американскими военными гидрометеорологами были достигнуты договорённости. Американцы стали предоставлять советской стороне данные наблюдений некоторых метеостанций. Несмотря на все сложности военные метеорологи на протяжении операции выполняли обеспечение с высоким качеством. К примеру, не было ни одного неоправдавшегося прогноза у метеобюро 12 воздушной армии, которая входила в состав Забайкальского фронта.
Вся операция по разгрому Японии длилась чуть больше недели. В современной военной науке подготовка к Маньчжурской операции Красной Армии считается одним из самых блестящих образцов военной логистики. При том, что войска перемещались на 9–12 тысяч километров, это было сделано не только быстро, но и достаточно скрытно: японская разведка так и не смогла определить районы концентрации войск и направления главных ударов. Это была самая эффективная военная операция в истории человечества. Красная Армия образца 1945 года представляла из себя неумолимую машину Победы, которую невозможно было остановить. Безусловно, весомый вклад внесла и военная гидрометслужба. За успешное решение задач по обеспечению Красной армии в Хингано-Мукденской операции ряд военных метеорологов удостоены боевых наград – орденов Отечественной войны 2-ой степени и Красная звезда, а гражданские сотрудники – медалей «За трудовую доблесть».
03.09 18:00 +29° | 03.09 21:00 +21° | 04.09 0:00 +18° | 04.09 3:00 +16° | 04.09 6:00 +15° | 04.09 9:00 +20° |