Обледенение конструктивных элементов самолётов может приводить к трагическим последствиям. Для борьбы с ним используются различные противообледенительные системы – механические, электроимпульсные, электротепловые, газодинамические; чаще же всего применяется обработка специальными смесями. Современные смеси, как правило, опасны для окружающей среды: в составе некоторых есть хлористые соединения, которые могут навредить почве и загрязнять грунтовые воды. Поэтому ведется постоянный поиск противообледенителей с минимальным воздействием на природу.
В японском Университете Осака проанализировали процесс таяния льда при разных наполнениях и предложили безопасный для окружающей среды состав. С помощью машинного обучения учёные исследовали, как в лёд проникает 21 солевой раствор и 16 органических растворителей. Далее с помощью специально заданных моделей были обнаружены три ключевых механизма таяния льда: понижение температуры замерзания, взаимодействие между антиобледенителями и молекулами воды и проникновение ионов в кристаллы льда. В итоге команда выявила, что смесь пропиленгликоля и водного раствора формиата натрия показала наилучшую проникающую способность в лёд. Благодаря эффективности смеси требуется использовать меньшее количество вещества, что также снижает воздействие на природу. Кроме того, она не вызывает коррозию металлических конструкций.
«Ожидается, что разработка высокоэффективных антиобледенителей облегчит операции по очистке конструкций», – комментируют учёные. – Это также уменьшит воздействие на окружающую среду за счёт уменьшения количества используемого антиобледенителя». Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
14.12 12:00 +10° | 14.12 15:00 +12° | 14.12 18:00 +8° | 14.12 21:00 +6° | 15.12 0:00 +5° | 15.12 3:00 +4° |