Тема влияния обледенения на безопасность полетов летательных аппаратов актуальна, как никогда. Несколько дней назад пассажирский Ан-2 из-за обледенения совершил вынужденную посадку на лесной массив, пассажиров и пилотов спасло чудо. Годом ранее, одной из причин авиакатастрофы в аэропорту Домодедово было названо искажение результатов измерения воздушной скорости из-за обледенения датчиков. Новый метод и технология расчета опасности обледенения самолётов при взлёте и посадке <#LINK href="https://iz.ru/801045/nataliia-mikhalchenko/pilotam-v-pomoshch-rossiiskaia-tekhnologiia-predupredit-ob-obledenenii" text="запатентован"> в России. Их разработчиками стали учёные Института прикладной астрономии РАН и их коллеги из Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (ИМКЭС СО РАН). Метод задействует работу двух устройств — радиометра водяного пара и температурного профилемера. Аналога этой технологии в мире не существует. Учёные провели годичный эксперимент по экспериментальной отработке технологии оперативного прогноза обледенения в 2016–2017 годах в Томске. Приборы установили в 12 км от аэропорта Богашево на площадке СО РАН. Объединили данные двух приборов — и получилась технология прогноза. За год был собран массив данных с интервалом следования отсчётов каждые 5 минут. После этого сравнили расчёты с реальными данными по обледенению воздушных судов, которые предоставили в томском аэропорту, и оказалось, что модель прогноза обледенения успешно работает. Помимо достижения главной цели — увеличения безопасности полетов — использование технологии может дать и прямой экономический эффект в виде рационального использования составов, которыми обрабатывают самолёты для борьбы с обледенением.