Авиаперевозки ответственны за 3,5% всего антропогенного вклада в глобальное потепление. Около трети этого количества приходится на выбросы углекислого газа, а две трети - на прочие факторы, сообщает журнал Atmospheric Environment.Международная команда ученых из Европы, Китая и США проанализировала данные по авиаперевозкам за 2018-2020 годы, учитывая вклад как продуктов сгорания топлива, так и другие факторы, в том числе образование оксидов азота, загрязнение атмосферы аэрозолями и сажей, возникновение конденсационного следа, влияние полетов на облачность.Выбросы углекислого газа оказались не самым значительным из них: больший вклад в глобальное потепление вносят облака, конденсирующиеся после пролетов, которые препятствуют рассеиванию поднимающегося снизу тепла. С другой стороны, эта облачность быстро рассеивается, тогда как влияние СО2 продолжается годами и столетиями. По новой оценке, за всю историю глобальной авиационной индустрии, начиная с 1940 года, самолеты выбросили в воздух 32,6 миллиарда тонн углекислого газа. На авиацию пришлось около 1,5% общих выбросов СО2 за этот срок, причем около половины этого количества поступило в атмосферу в последние 20 лет.Прежде аналогичные оценки давались в 1999, 2005 и 2009 годах, однако теперь они впервые были получены согласно новым рекомендациям Межправительственной группы экспертов по изменению климата, вышедшим в 2013 году. В соответствии с ними, расчеты должны рассматривать эффективный радиационный прогрев - баланс между энергией, поступающей к Земле от Солнца, и энергией, которую она рассеивает.Теперь вклад авиации в изменения климата можно будет напрямую сравнить с другими секторами экономики, такими как морские и наземные перевозки или производство энергии, поскольку все они делаются исходя из концепции эффективного радиационного прогрева.