Последние новости

Зап, 5 м/с
742 мм рт. ст.
05:46
19:16
Установлена причина появления тёмных пятен на Солнце
22 февраля 2021 | 12:01 Центр ФОБОС
Данные, полученные в результате совместных наблюдений за Солнцем ракетного зонда CLASP2 и японского научного спутника Hinode, позволили учёным измерить напряжённость магнитного поля в хромосфере Солнца над одной из активных областей. Впервые силовые линии магнитного поля проследили вплоть до верхних слоёв солнечной атмосферы. Об открытии астрофизиков сообщает информационное агентство РИА Новости со ссылкой на научное издание Science Advances.Несмотря на то, что Солнце – самый яркий объект на небе, многие процессы, протекающие на его поверхности, остаются загадкой для учёных. В частности, до сих пор не изучен механизм чрезвычайно высокого нагрева верхних слоёв атмосферы Солнца: короны и лежащей под ней хромосферы по сравнению с солнечной поверхностью.Принято считать, что в нагреве солнечной короны ведущую роль играют магнитные поля, но чтобы разобраться в деталях процесса, необходимо понять распределение силовых линий магнитного поля в хромосфере — слое, зажатом между короной сверху и фотосферой, видимой поверхностью Солнца, снизу.Учёные из Японии, США и Европы разработали прибор CLASP2 – спектрополяриметр хромосферного слоя, который был запущен в космос 11 апреля 2019 года с помощью зондовой ракеты NASA. В течение 6,5 минут CLASP2 наблюдал в УФ-излучении, исходящем из солнечной хромосферы, поляризацию самых сильных спектральных линий — водорода, магния и марганца. Уникальные высокоточные измерения прибора позволили определить составляющие магнитного поля в нижней, средней и верхней слоях хромосферы над активной областью и ее окрестностями. Синхронные наблюдения японского спутника Hinode предоставили информацию о магнитном поле в плазме фотосферы на поверхности.Обработав совмещённые данные, учёные обнаружили, что магнитное поле, сильно структурированное в фотосфере, в хромосфере быстро расширяется, распространяясь по горизонтали, а замкнутые силовые каналы, разбросанные по поверхности звезды, соединяются между собой по мере подъёма. Причём самые сильные магнитные поля располагаются в нижней хромосфере. Исследователи составили первую карту магнитного поля Солнца для одной из ярких областей, которые образуются около солнечных пятен. Проследив линии этого поля от светоизлучающей внешней оболочки звезды, фотосферы, до верхних пределов газового слоя, хромосферы, учёные обнаружили высокую корреляцию между плотностью энергии и интенсивностью магнитного поля. По мнению авторов, это открытие дает понимание того, как энергия передается между внешними оболочками Солнца и доказывает, что верхнюю атмосферу Солнца нагревает его магнитное поле, которое и стимулирует солнечную активность.