Энциклопедия

ПогодаСейчас в Эшбурне:
Сейчас в Эшбурне
-6°
ясно
По ощущению -14°
Влажность:
Ветер:
Давление:
Вода:
Восход:
Заход:
41%
С-З, 7 м/с
762 мм рт. ст.
+5°
07:15
17:34
Дорога жизни была крупным научным проектом
25 января 2023 | 13:28 Центр ФОБОС

Проложенная по льду Ладожского озера Дорога жизни – не просто трасса. Сложные инженерные расчёты, создание сети коммуникаций и прибрежной инфраструктуры превращали её в комплексный научный проект. Много интересного о создании Дороги жизни можно узнать из специального проекта ТАСС.

В сентябре 1941 года был подписан приказ о создании Военно-автомобильных дорог, которым предстояло соединить деревню Коккорево на западном берегу Ладожского озера с деревней Кобона — на восточном. Для оценки масштаба планируемых работ озеро отсняли с воздуха (методом аэрофотосъёмки). С начала ноября, когда Ладога затянулась льдом, на маршруте начали работать разведчики, связисты и гидрографы. Будущую трассу проверяли на прочность. За двое суток исследовательская группа прошла почти 60 км и составила карту магистрали с указанием толщины льда на разных участках. Затем было несколько пробных выездов: не больше 10 автомобилей за раз.

2 ноября выдвинулся первый «рабочий» конвой: 60 грузовиков перевозивших детей, больных и раненых. Водителям предстояло преодолеть около 30 км по льду. Трасса доказала свою эффективность: через некоторое время автомобильная колонна вернулась в осаждённый город с запасами продовольствия, медикаментами и оборудованием. Но движение по Дороге жизни по-прежнему было сопряжено с огромными рисками (в народе её иногда называли «дорогой смерти»). Главная трудность — нестабильный и малоизученный лёд (45–55 мм в ноябре против 80 см в январе). Вероятность провалиться в полынью была крайне высока — поверхность озера практически никогда не замерзала полностью.

В Физико-техническом институте Академии наук СССР решали проблему с малопредсказуемым поведением льда. Учёные разработали прогибограф — автоматический прибор для измерения деформации ледяного покрова. Прогибограф помогал понять, как движение автомобилей воздействует на ладожский лёд и при каких условиях возникает риск его пролома. Учитывалось множество факторов: ветер, осадки, движение подлёдной волны, резонанс, создаваемый движением других автомобилей, средняя температура и толщина льда в конкретный день. Только за первую зиму блокады ленинградские метеорологи проводили замеры более 3 640 раз.

Для полноценного наблюдения за трассой требовались десятки подобных приборов. Из-за общей нехватки материалов при их изготовлении были использованы части метеорологических устройств, детали телеграфных аппаратов Морзе и обычные чугунные ограждения парковых клумб. Именно при помощи прогибографа была высчитана запрещённая скорость передвижения по Дороге жизни — 35 км/ч. При превышении этой скорости риск уйти под воду был особенно высок: скорость движения автомобиля совпадала со скоростью движения волны подо льдом, амплитуды складывались, возникал резонанс, лёд трескался, и машина проваливалась.

Этим же объяснялось, почему машины, прибывающие в Ленинград, проваливались реже, чем те, что выезжали из города. Первые были нагружены оборудованием и продовольствием и не имели возможности достаточно разогнаться. Что касается водителей, которые помогали вывозить из Ленинграда измученных жителей, то они, как правило, спешили, и тем самым непроизвольно подвергали себя и пассажиров опасности.

30 марта 1943 года стало последним днём работы ладожской зимней фронтовой трассы. Общий пробег автомобилей за всё время её существования составил 38 млн км.

Последние новости
Relap

Тема дня

Реклама

Погода

Погода в Эшбурне

03.02 19:00
-6°
03.02 22:00
-8°
04.02 1:00
-9°
04.02 4:00
-9°
04.02 7:00
-8°
04.02 10:00
-6°
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Присылайте нам свои фотографии!
photo@fobos.tv
Мы опубликуем их в фотогалерее. Обращаем внимание, что присылая фотоматериалы, вы гарантируете, что являетесь правообладателем этих материалов, а также разрешаете их свободную публикацию и распространение
Реклама
Relap




Loading...