Последние новости

Технологии

ПогодаСейчас в Эшбурне:
Сейчас в Эшбурне
+4°
ясно
По ощущению 0°
Влажность:
Ветер:
Давление:
Вода:
Восход:
Заход:
78%
Зап, 3 м/с
752 мм рт. ст.
+9°
05:58
18:31
«Танцплощадка для дьявола»: полярники изучают льды
«Танцплощадка для дьявола»: полярники изучают льды
24 июня 2021 | 14:35 Центр ФОБОС
О ледниковых трещинах с беспокойством и озабоченностью говорят все исследователи Арктики и Антарктики. Ещё Амундсен в книге «Южный полюс» пишет о них. Об опасности этих зон говорят названия: «Чёртов ледник», «Танцплощадка дьявола»... В трещины часто проваливались и сани, и собаки. И сегодня они по-прежнему являются одними из главных источников тревожности во время работы на ледниках. Выявление трещин особенно актуально в Антарктиде, где на ледниковых куполах располагаются важнейшие объекты: полярные станции, трассы движения тяжелой техники, ледовые аэродромы.Если даже трещина порой видна, это не означает, что она неопасна. Есть трещины, которые расширяются на глубине и приобретают каплевидную форму: тогда её поверхностные стенки могут не выдержать нагрузки и обвалиться. Иногда трещины занесены снегом и незаметны с поверхности. А между тем их ширина может быть такой, что туда легко проваливается огромная машина (к сожалению, такие печальные случаи были), рассказывается на сайте Годнауки.рф. Методы поиска трещин совершенствовались на протяжении долгих лет освоения Антарктиды. До изобретения специализированной аппаратуры контроль опасных участков трассы осуществлялся вручную. Перед первой машиной санно-гусеничного поезда шёл человек, вооружённый длинной вехой и привязанный страховочным тросом к машине. Сегодня в распоряжении учёных имеются более действенные и безопасные методы обследования. Один из наиболее эффективных методов - георадиолокация. Георадар работает примерно так же, как эхолот. Только использует он не звук, а электромагнитную волну. Она отражается от невидимых поверхностей трещин, а радар улавливает отраженные сигналы.Трассы проверяют ежегодно. Они формируются там, где ледник течёт неравномерно, к примеру, в районе склонов. В этих местах меняется скорость движения ледовых масс и появляется растяжение, которое и приводит к образованию всё новых расщелин. Кроме того, ледник движется и вместе с ним движется трасса. Получается, что зоны трещин, найденные в прошлом году, в следующем могут съехать в сторону или вообще оказаться на трассе. Да и сама трасса за год может сдвинуться непонятно куда.Проблемы поиска трещин призваны решить новые антарктические датчики (GPS-трекеры), позволяющие изучать динамику ледового покрова и адаптированные к суровым условиям Антарктики. Это обычный высокоточный GPS-приемник, но он оказался вполне эффективным. Если при помощи вертолётов забуривать в ледник вешки с укреплёнными на них датчиками GPS, то людям уже не придется отправляться в опасное путешествие, чтобы снять данные. Закрепленный прибор отправит информацию на станцию с заданной периодичностью по специальному интернет-каналу.В прошлом полевом сезоне датчики успешно прошли тестирование: они выдерживают климатические условия и корректно передают информацию. В следующем году полярники и связисты рассчитывают приступить к созданию полноценной сети наблюдений на льду.Эти датчики, говорят эксперты, не панацея, они никогда не заменят учёных. Но они могут упростить жизнь и позволят не рисковать жизнью полевого специалиста. GPS-трекеры помогут учёным отслеживать динамику ледников и оценивать закономерности образования трещин. Поэтому создание сети наблюдений – это очень серьёзная и важная задача в исследовании шестого континента и, конечно, большой задел на будущее.
Relap

Тема дня

Реклама

Погода

Погода в Эшбурне

29.03 7:00
+5°
29.03 10:00
+10°
29.03 13:00
+13°
29.03 16:00
+13°
29.03 19:00
+9°
29.03 22:00
+7°
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Присылайте нам свои фотографии!
photo@fobos.tv
Мы опубликуем их в фотогалерее. Обращаем внимание, что присылая фотоматериалы, вы гарантируете, что являетесь правообладателем этих материалов, а также разрешаете их свободную публикацию и распространение
Реклама




Loading...