Нынешней молодёжи предстоит жить в изменяющихся климатических условиях, возможно поэтому именно они все чаще обращают внимание на последствия глобального потепления и загрязнение планеты. Одно из трендовых направлений последних 2-3 лет – узнать, насколько стиль жизни человека, организации, города влияют на климат. Для этого создаются углеродные калькуляторы. Рассчитать углеродный след на 100 %, учитывая разнообразие жизнедеятельности и ежедневного выбора продуктов и услуг, – задача трудоёмкая. Поэтому чаще всего ставятся конкретные задачи.Группа молодых учёных Инжинирингового центра Воронежского государственного лесотехнического университета разработала углеродный калькулятор, который позволяет измерить и оценить углеродный след конкретных людей – студентов и работников вузов, а затем сравнить полученные результаты с результатами процессов, влияющих на стабилизацию углеродного баланса. Как это выглядит на практике рассказывается
на сайте Минобрнауки России. В процессе работы программа выводит на экран компьютера уточняющие вопросы, которые корректируют итоговые данные, и выдает результат на основе привычек и повседневной профессиональной деятельности человека. Калькулятор состоит из 5 взаимосвязанных блоков, в которых содержатся вопросы, направленные на выявление углеродного следа. В процессе подсчёта учитываются как прямые выбросы, так и косвенные, связанные с деятельностью респондента. Результат выражается в тоннах CO2.Для примера учёные провели анализ команды вуза и посчитали карбоновый след ректора университета, преподавателей и студентов. В оценках карбонового следа профессорско-преподавательского состава ректор занимает устойчивую середину с показателем в 1,8 т CO2 в год. Это объясняется здоровым питанием, привычкой передвигаться пешком и заниматься спортом. Максимальный карбоновый след оказался у преподавателей автомобильного факультета ― от 3,4 до 7,8 т в год, что превышает средний уровень по университету в 2 и более раз.Углеродный след студентов университетского кампуса ВЛГТУ сравнительно невысок и составляет от 0,8 до 0,98 тонны в год на одного обучающегося. Такая разница объясняется привычками, образом жизни и даже курсом обучения. Примечательно, что первокурсники имеют более низкий уровень высвобождения CO2 в год по сравнению со студентами магистратуры или аспирантами.Если сравнивать этот показатель студентов с показателем их зарубежных коллег, то он на 37% ниже, чем, например, у студентов французского технического университета Centrale Nantes, проводивших аналогичное исследование.