Последние новости

С-З, 5 м/с
752 мм рт. ст.
06:00
18:30
Зарастание торфяников лесом усиливает потепление климата
27 ноября 2017 | 08:27 Центр ФОБОС
Российские и английские биологи и экологи изучили свойства различных торфяных болот и заболоченных лесов в Западной Сибири. Учёные выяснили, что постепенное зарастание лесом торфяников способствует потеплению климата, сообщается на страницах журнала Science of the Total Environment. Торфяники — это природные экосистемы, состоящие из влаголюбивых растений и их остатков, образующих торфяные залежи. Эти объекты – огромные природные хранилища углерода. Несмотря на то, что торфяники покрывают лишь 3% земной поверхности, в них содержится количество углерода, эквивалентное половине находящегося в атмосфере в виде углекислого газа. Даже относительно небольшие изменения в площади торфяников могут повлиять на климат. Их функционирование воздействует на климат по всей Земле, приводя либо к поглощению углекислого газа из атмосферы (обратный парниковый эффект), либо, напротив, к выделению углекислого газа или метана (парниковый эффект). Так, с начала голоцена (эпоха, длящаяся последние 12 тыс. лет) торфяники, распространяясь по планете, способствуют снижению температуры, удаляя углекислый газ из атмосферы.«Мы исследовали в Западной Сибири пять экотонов — структур на границе открытых торфяных болот и заболоченных лесов. В результате проведенных работ мы выделили резко меняющиеся, при переходе от открытых к залесённым участкам ландшафта, типы экосистем с их специфическими свойствами: составом и структурой макро- и микробиоты, физическими и химическими характеристиками», – сообщают авторы исследования. Кроме того, биологи изучили стратиграфические колонки, последовательно отложенные слои торфа, в открытой и заросшей лесом частях торфяника и на границе между ними. Оказалось, что граница между открытой и залесённой частями постоянно менялась на протяжении 12 тыс. лет. В последнее время наблюдается зарастание торфяников лесом, что соответствует более тёплому и сухому климату. Полученные данные позволяют заключить, что залесение болот снижает способность торфяников к накоплению углерода, способствуя формированию более тёплого и сухого климата. Вероятно, в будущем потепление климата изменит растительный состав торфяников, что в конечном итоге отрицательно скажется на способности торфяных болот удалять из атмосферы углекислый газ. Чтобы понять, насколько открытый механизм универсален, будет необходимо провести подобные исследования и в других точках планеты, богатых торфяниками.