Скандинавские страны всегда бережно относились к своей природе. И вопросы экономного расходования природных ресурсов там занимают не последнее место. Например, экономия электроэнергии.Казалось бы, как сэкономить на работе железной дороги, расположенной за полярным кругом? Скандинавы нашли способ! Железная дорога Мальмбанан, что, в переводе со шведского, означает "рудная железная дорога", она соединяет рудники города Кируна, на севере Швеции, с Нарвиком - незамерзающем портом в Норвегии. На этом направлении ходят сверхтяжёлые грузовые составы, которые везут добытую руду из гор к побережью. Считается, что это самые тяжёлые поезда во всей Европе: в каждом составе 68 вагонов руды, общим весом в 6800 тонн, а вместе с локомотивом и вагонами вес состава превышает 8600 тонн! Последние 42 км, от границы между Швецией и Норвегией, поезд идёт под уклон, и, постепенно опускается на 520 м, прибывая в порт прибрежного Нарвика. Это значит, что поезд спускается вниз более чем на 10 метров за каждый пройденный километр. При этом из-за вопросов безопасности скорость ограничивается до 60 км/ч, и часто приходится притормаживать. Так вот, за счёт этого рекуперативного торможения вырабатывается масса электроэнергии.Каждый поезд производит за эти 42 км в 5 раз больше электричества, чем ему требуется для преодоления этого пути в обратном направлении, когда он идёт порожняком! Избыточное электричество передаётся в местную электросеть, где оно используется для того, чтобы питать окрестные городки и поселения.