Туманы принесли мореплавателям немало бед. Были такие моря и такие их участки, за которыми в среде моряков прочно закрепилась слава «туманных». К примеру, весной частыми и продолжительными туманами отличалось Белое море. Для предупреждения столкновений судов с берегом и друг с другом в наиболее опасных местах начали устанавливать особую противотуманную сигнализацию. По берегам располагали туманные сигнальные станции, в обязанности сотрудников которых входило с ухудшением видимости подавать звуковые сигналы колоколом. Береговые туманные станции и маяки подавали по одному двуударному сигналу раз в 3 минуты. Плавучие маяки, которые часто располагались в наиболее важных с точки зрения навигации местах, подавали трехударные сигналы раз в 2 минуты. Как только проходящее судно слышало звуки туманной сигнализации, оно оповещало береговую станцию или плавучий маяк о своем присутствии каким либо сигналом: выстрелом из ружья, свистком, сиреной или колоколом. В таком случае противотуманная служба переходила на учащенный режим подачи сигналов и прекращала его лишь с удалением судна. В каждой лоции мореплавателям подробно разъяснялись правила использования противотуманной сигнализации данного района. Со временем на смену ударам колокола пришли пневматические сирены и наутофоны.