В недрах земли раскаленная магма находится под большим давлением. На поверхность она вырывается, как шампанское из бутылки. Взрывы выбрасывают твердую породу на большую высоту, где взвешенную смесь подхватывают струйные течения. Вулканический пепел витает слишком высоко, чтобы представлять серьезную угрозу для людей и природы. Проблема в том, что на этих высотах проходят эшелоны магистральных самолетов. Если пепел попадет в двигатели в достаточно большом количестве, они остановятся. Мелкодисперсная пыль забивает технологические отверстия для подачи воздуха в систему охлаждения, двигатели перегреваются и глохнут. В истории известно несколько случаев на этот счет. Так было в 1982 году с лайнерами British Airways и Singapore Airways над Индонезией, и в 1989-м - с рейсом KLM над Аляской. Во всех трех случаях дело могло кончиться трагедией. У британского аэробуса остановились сразу все четыре двигателя. Самолет начал стремительно терять высоту, и лишь в последнюю минуту один из двигателей все-таки заработал. Кроме того, взвешенные в воздухе твердые частички действуют как пескоструйная (абразивная) обработка, матируя остекление кабины. После инцидента в 1982 году инструкция для пилотов была дополнена пунктом, согласно которому при попадании в облако вулканического пепла следует резко снизиться, чтобы из него выйти. Наряду с массой негативных последствий извержения можно выделить несколько приятных сюрпризов. Пожалуй, самым главным из них, являются необычно красивые пурпурные закаты.