Среди множества
местных ветров, пожалуй, самым двуликим и противоречивым является средиземноморский зефир. О разнице в свойствах этого ветра, по-видимому, имели уже понятие составители гомеровских песен и сказатели древнеримских мифов. По мнению жителей Древнего Рима, зефир – это лёгкий, приятный ветер, ласкающий тело. Другое мнение у греков. Зефир стартует весной и наибольшей интенсивности достигает к летнему солнцестоянию. Он хотя и тёплый, но часто приносит с собою дожди, порой сопровождаемые штормовым усилением ветра, что приводит к опасным ситуациям в море. Отсюда разница в представлениях о зефире греков, считавших его одним из самых сильных и стремительных ветров, и римлян, у которых он вызывал ощущение ласковой неги. Естественно, как и в любой древней культуре, у эллинов существовал бог ветра, которого изображали на фресках и картинах, которому поклонялись. Более того, ветер был самым загадочным из всех стихий. В древности он казался людям, не знавшим физических причин его возникновения, нематериальным: он приходил из ниоткуда, но власть его была могучей. Господином в древнегреческой мифологии над всеми ветрами был Эол, живший на Эоловых островах в Тирренском море.В Афинах до сих пор сохранилась
Башня ветров, она считается древнейшим метеорологическим памятником. Её грани ориентированы по сторонам света. Башня служила солнечными часами. В античности ее венчал флюгер в виде Тритона, дующего в трубу (не сохранился). Сохранился опоясывающий верхнюю часть башни фриз с аллегорическими изображениями 8 ветров, дующих с той стороны, к которой обращена каждая сторона октогона — Борея (северный), Кекия (северо-восточный), Апелиота (восточный), Эвра (юго-восточный), Нота (южный), Липса (юго-западный), Зефира (западный) и Скирона (северо-западный). Изображения сопровождены пояснительными надписями, которые позволяли определить, какой ветер дует в данный момент. Ветры представлены в образе летящих крылатых мужских фигур в плащах с различными атрибутами. Из-под плаща тёплого западного ветра зефира падают красивые цветы.