Природа

06:57
17:52
Бактерии создают узоры
24 января 2020 | 18:00 Центр ФОБОС
Изучая бактерии, учёные совершенно случайно сделали необычное открытие. Известный факт, что все биосистемы на Земле, от почвы и рек до кишечника человека, населяют микробные сообщества. И если в реальном мире различные виды микробов каким-то образом сосуществуют в одной системе, то в лабораторных условиях им создают определенные, конкретные условия. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего случайно оставили в чашке Петри две бактериальные клетки из абсолютно разных проектов и были поражены их «общением»: они создали потрясающие цветочные узоры.
Красочные шедевры заставили учёных понять взаимодействие микроорганизмов, в частности тех, кто «нарисовал» цветы. Они изучили морфологию бактерий, скорость размножения и распространения и т.д. Далее создали математическую модель их контакта. Для этого исследователи соединили в одну точку малоподвижную кишечную палочку с бактерией Acinetobacter baylyi, которая наоборот весьма активна: она стремительно размножается сразу во всех направлениях, пока хватает пространства. Предварительно в чашку Петри добавили агар (растительный заменитель желатина), который обеспечивал пищу для бактерий и удобную поверхность для перемещения.Так вот, кишечная палочка как бы «словила» расширяющуюся внешнюю волну Acinetobacter baylyi, пытаясь при этом её затормозить. Сопротивление, создаваемое кишечной палочкой из-за её малоподвижности, тормозило границу расширения активной бактерии. В областях с меньшей концентрацией палочки колония Acinetobacter baylyi распространялась во внешние зоны быстрее. Это чередование и позволило объединённой колонии через 24 часа образовать узор в виде цветка!
Открытие, несмотря на кажущуюся зрелищность и забавность, весьма ценно по сути. В будущем оно поможет учёным понять сложнейшие закономерности взаимоотношений, наблюдаемые в бактериальных колониях в естественной среде, и применить открытие на практике.