Последние новости

Новости погоды

ПогодаСейчас в Колумбусе:
Сейчас в Колумбусе
пасмурно с просветами, дождь, возможна гроза
По ощущению +16°
Влажность:
Ветер:
Давление:
Вода:
Восход:
Заход:
86%
Южн, 3 м/с
735 мм рт. ст.
05:48
19:15
Учёные изучают радиоактивные частицы, обнаруженные в Енисее
28 сентября 2017 | 11:01 Центр ФОБОС
Учёные с 1995 по 2016 годы обнаружили более 200 радиоактивных частиц в пойме реки Енисей. Современные высокоточные методы исследований позволили оценить приблизительное время их образования и предположительный источник происхождения. Научный доклад специалистов из Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН», Института геологии и минералогии имени СО РАН и Норвежского университета наук о жизни опубликованы в Scientific Reports.По мнению учёных, к радиоактивному загрязнению Енисея привела долгосрочная эксплуатация трёх реакторов радиохимического завода Горно-химического комбината (ГХК), крупнейшего в России производителя оружейного плутония. Вода, охлаждающая реакторы, иногда сбрасывалась в Енисей. Радиоактивность сбрасываемой в реку воды порой превышала естественный фон в 150-200 раз. В 1992 году закрыли два реактора, третий – в 2010-м. После 1995 года, когда оборонный заказ на производство плутония был снят, произошла конверсия предприятия. Комбинат работает более 60 лет, и все это время периодически отмечалось загрязнение реки искусственными радионуклидами, которые были обнаружены в пойменных почвах и донных отложениях Енисея вниз по течению от ГХК. Обнаруженные радиоактивные частицы можно разделить на два основных класса: частицы ядерного топлива и продуктов активации. Активационные частицы связаны с возможной коррозией материалов в ядре реактора и на управляющих стержнях.Радиоактивные техногенные изотопы, попадая в окружающую среду, а потом, к примеру, в пищеварительный тракт или дыхательные органы рыб, могут представлять опасность для обитателей водной экосистемы. Поэтому, по мнению учёных, исследование долгосрочных последствий присутствия таких частиц в Енисее, пути и цепочки распространения, захоронения таких точечных объектов в природных экосистемах сегодня является актуальной задачей. Они прокомментировали, что Енисей становится для них уникальным научным полигоном для экологических исследований.