В ближайшие десятилетия атмосфера станет ещё более турбулентной, поскольку изменение климата сделает воздух менее стабильным. В ходе нового исследования специалисты британского Университета Рединга доказали, что за последние 40 лет по мере потепления турбулентность в мире только усилилась. В ходе исследования было использовало 26 новейших глобальных климатических моделей для изучения того, как повышение температуры влияет на струйные течения на типичных высотах полёта самолетов (около 10–11 км).
Струйные течения – это быстро движущиеся воздушные потоки, которые обтекают планету на большой высоте. Усиливаясь из–за изменения климата, они создают более сильный сдвиг ветра – разницу в скорости на разных высотах. В ходе исследования, опубликованного в журнале Journal of the Atmospheric Sciences, учёные смогли спрогнозировать, что до конца столетия сила сдвига ветра увеличится на 16–27%, а атмосфера станет на 10–20% менее стабильной.
Усиление сдвига ветра и снижение устойчивости работают сообща, создавая благоприятные условия для турбулентности в ясном небе – невидимых, и наиболее опасных, внезапных толчков, которые могут сотрясать самолёт без предупреждения. В отличие от турбулентности, вызванной штормами, турбулентность в ясном небе не видна на радаре, что затрудняет пилотам её обнаружение и обход.
В последние годы наблюдались случаи сильной турбулентности, которые приводили к серьёзным травмам, а в некоторых трагических случаях и к гибели людей. Пилотам, возможно, придётся дольше использовать знаки пристегивания ремней безопасности и чаще приостанавливать обслуживание в салоне самолёта во время полётов, а авиакомпаниям также понадобятся новые технологии, позволяющие выявлять турбулентность до её возникновения, защищая пассажиров по мере того, как небо становится более хаотичным.
В исследовании рассматривались как сценарии с умеренным, так и с высоким уровнем выбросов, при этом наихудшие последствия наблюдались при самых высоких выбросах парниковых газов. Результаты показывают, что проблема затронет как Северное, так и Южное полушария. По данным Исследовательской прикладной лаборатории (Research Applications Laboratory), только в США турбулентность обходится авиакомпаниям в 150–500 миллионов долларов ежегодно.
02.09 0:00 +20° | 02.09 3:00 +18° | 02.09 6:00 +17° | 02.09 9:00 +20° | 02.09 12:00 +24° | 02.09 15:00 +25° |