Несколько лет назад мы рассказывали, что изменение климата может к середине XXI века увеличить число случаев турбулентности в атмосфере в 2–3 раза. Новые исследования учёных из Редингского университета (Великобритания) показали, что уже в настоящее время турбулентность атмосферы Земли над Атлантикой и другими океаническими регионами за последние 40 лет выросла примерно на 17–55%, сообщает ТАСС, ссылаясь на исследователей, опубликованную в издании Geophysical Research Letters journal.
Турбулентность приносит массу неудобств для пассажиров и пилотов и в некоторых случаях она опасна для их жизни. Кроме того, каждая лишняя минута, проведённая в турбулентном потоке воздуха, повышает износ самолётов. Наблюдения учёных показывают, что авиакомпаниям уже сейчас нужно думать о том, как бороться с этой проблемой, которая ежегодно обходится только американским корпорациям в 150–500 млн долларов.
Турбулентность – особый феномен, который возникает в атмосфере Земли, а также в различных жидких и газообразных средах, при резком увеличении скорости движения потоков воздуха, газов или жидкостей. При определенном стечении обстоятельств в таких случаях возникают хаотично движущиеся волны, которые мешают дальнейшему движению материи этих сред и объектов, которые в них находятся.
Как отмечают исследователи, турбулентность, возникающая в чистом небе, так называемая «турбулентность ясного неба», представляет собой особенную опасность для авиации, так как выявить её с большого расстояния очень сложно. В результате этого самолёты достаточно часто попадают в подобные зоны, которые особенно часто встречаются над Атлантикой и другими открытыми и протяженными областями Мирового океана.
Недавно коллеги климатологов по университету обнаружили, что зоны турбулентности будут на 40–170% чаще возникать над Атлантикой и другими океанами Земли в ближайшие несколько десятилетий. Причиной этому станут рост температур воздуха и другие последствия изменения климата. Это открытие заставило исследователей изучить то, как поменялась частота подобных инцидентов в последние 40 лет при воздействии аналогичных климатических факторов.
Для этого учёные просчитали, как часто возникали зоны турбулентности в Атлантике и в других регионах мира в 1979 году, и сопоставили результаты этих расчётов с тем, как часто самолёты попадали в подобные зоны в 2020 году. Расчёты показали, что все известные формы турбулентности стали возникать на высотах, на которых летают авиалайнеры, значительно чаще за последние 40 лет. В частности, общая продолжительность и частота возникновения тяжелых форм турбулентности выросла на 55% с 1979 года, в результате чего типичный авиалайнер каждый год проводит около 27 часов, а не 18 часов в подобных зонах. Аналогичным образом усилились средние (37%) и лёгкие (17%) формы турбулентности.
Как считают исследователи, авиационным компаниям уже сейчас необходимо учитывать этот феномен при техническом обслуживании самолётов, а также при выборе маршрутов, пролегающих через зоны с высоким риском турбулентности. В этом им потенциально поможет карта изменений в частоте возникновения турбулентности между 1979 и 2020 годами, которую подготовили авторы исследования.
А пассажирам авиарейсов учёные рекомендуют оставаться пристёгнутыми на протяжении всего полёта, чтобы избежать возможных травм.
08.10 13:00 +19° | 08.10 16:00 +19° | 08.10 19:00 +13° | 08.10 22:00 +11° | 09.10 1:00 +10° | 09.10 4:00 +9° |