Интернет не только незаменимый инструмент коммуникации и обучения, помощник в исследованиях и мониторинге окружающей среды, но и один из самых мощных источников выбросов CO2. Оценить выбросы от работы мировой паутины сложно, при этом даже приближённые цифры указывают на возрастающую экологическую катастрофу, связанную с загрязнением Земли. К примеру, самый популярный поисковик в мире перерабатывает 3,5 млрд запросов в день или 47000 в секунду, что соответствует выбросу 500 кг CO2 в секунду или 0,01 кг за каждый запрос. Недавно было сделана оценка рассылок по электронной почте.
Опять же, переход от бумаги к электронному общению хоть и сделал жизнь удобнее, но точно не экологичнее. Сообщений стало в разы больше. Часть экспертов считает, что только через электронную почту к 2025 году человечество будет отправлять более 376 млрд писем ежегодно. Для экологии это такая же нагрузка, как 824 перелета из Владивостока в Москву (авиация ответственна за 3–4% всего антропогенного вклада в изменение климата).
Некоторую работу по уменьшению вреда природе уже взяли на себя компании, например, Яндекс Почта в 2022 году заблокировала или отфильтровала более 25 млрд нежелательных писем. По подсчётам компании, это привело бы к выбросу 4 200 тонн CO2-эквивалента, что равно 72 авиарейсам из Москвы в Санкт-Петербург. В пресс-службе «Яндекс 360 для бизнеса» рассказали «Российской газете», что нежелательные письма (рассылки, на которые пользователь не соглашался, вредоносные вирусы, спам, а также попытки фишинга) приводят к выбросу нескольких тысяч тонн CO2-эквивалента в год за счет затрат электроэнергии устройствами пользователей. Одно спам-письмо в среднем ассоциируется с 0,3 грамма CO2-эквивалента выбросов парниковых газов, причем 52% выбросов приходится на открытие и прочтение письма.
Цифровые данные, несмотря на отсутствие их явной «физической формы», оказывают значительное влияние на изменение климата. Природе вредит не только спам, вообще каждый PDF-документ, любимый сериал или антивирусная программа имеют свой углеродный след, ведь для работы серверов требуется энергия. Негативно влияет на экологию даже обычная маркетинговая рассылка. Ежегодный спам от 6–7 компаний с аудиторией в 1 млн человек образует углеродный след, сопоставимый с выбросами автомобиля за тот же промежуток времени.
Эксперты советуют, что для того, чтобы улучшить ситуацию, не надо кардинально менять привычки и отказываться от почты. Можно, например, не соглашаться на маркетинговую рассылку, регулярно чистить электронную почту, не сохранять неинтересные видео (и не пересылать их другим).
24.04 12:00 +22° | 24.04 15:00 +24° | 24.04 18:00 +21° | 24.04 21:00 +18° | 25.04 0:00 +17° | 25.04 3:00 +16° |