Учёные Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали расчётную модель, показывающую, как удары града влияют на композитные части самолёта. Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу вуза, её можно использовать при проектировании новых воздушных судов.
Современные авиалайнеры до 80% состоят из композитных материалов, которые позволяют сделать самолёт более прочным и долговечным, однако такие материалы могут подвергаться деформации, связанной с ударными нагрузками. Для большинства композитных структур критичными являются высокоскоростные нагрузки, вызванные ударами града. Обнаружить такие повреждения визуально почти невозможно из-за того, что разрушения происходят во внутренних слоях композитных материалов. Внешне крыло самолёта может быть целым, однако оно уже не способно нести определенную нагрузку. Исследователи разработали расчётную модель, которая описывает поведение самой градины, когда она ударяет о композитную панель: градина разбивается, при этом модель сразу рассчитывает, какая деформация происходит внутри панели.
Учёные смоделировали серию ударов с разными размерами и скоростями частиц на многослойные композитные панели. В дальнейшем они планируют имитировать воздействие на высокорискованные участки (носок крыла) или на всю поверхность крыла. Как отмечают в вузе, ранее исследований по воздействию серии ударов града на композитные панели, а также по оценке остаточной прочности после удара, не проводилось.
10.12 13:00 +15° | 10.12 16:00 +11° | 10.12 19:00 +8° | 10.12 22:00 +6° | 11.12 1:00 +3° | 11.12 4:00 +2° |