Последние новости

752 мм рт. ст.
05:04
19:29
цунами
Необычный метод прогнозирования цунами предложили японские учёные
16 июля 2022 | 09:10 Центр ФОБОС

Необычный метод прогнозирования цунами предложили учёные Университета Нагоя в Японии. По их мнению, существует взаимосвязь между возмущениями в ионосфере планеты и образованием этих опасных волн. Результаты их исследования опубликованы в издании Earth, Planets and Space.

Исследователи проанализировали данные с радаров и спутников о прохождении радиосигналов до и после извержении вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в 2022 году, которое стало причиной цунами. Известно, что цунами влияет на нижние слои атмосферы, вызывая там звуковые и гравитационные волны, которые в свою очередь провоцируют возмущение ионосферы. Поскольку радиоволны определенно длины проходят через ионосферу, то вызванные стихийными бедствиями её возмущения могут создавать помехи в радиосетях и приводить к ошибкам в GPS-навигации.

Учёные выяснили, что извержение вулкана у островов Тонга вызвало волны атмосферного давления, которые распространились до Австралии и Японии. Эти волны колебали нижнюю часть ионосферы, что генерировало электрическое поле, которое затем с высокой скоростью передавалось в верхнюю ионосферу. Исследователи также обнаружили, что изменения в ионосфере происходят задолго до образования цунами.

Электромагнитная волна вдоль силовых линий магнитного поля двигалась со скоростью 1000 км/с, что намного быстрее, чем волна давления воздуха, которая двигалась со скоростью звука (около 320 м/с). Таким образом, ионосферное возмущение регистрировалось за три часа до волны атмосферного давления. Подобные выводы получили подтверждение и при анализе данных, полученных во время землетрясения и цунами в Тохоку 2011 года.

В ближайшее время в Университете Нагоя планируют продолжит исследования в данном направлении.