Американские климатологи и юристы утверждают, что Россия может лишиться полного контроля над Северным морским путём, если лёд в Арктике растает. О сомнениях в обоснованности таких предположений с корреспондентам РИА Новости поделились российские эксперты по морскому праву.
Северный морской путь представляет наибольший экономический интерес. Он может связать крупнейшие порты стран Юго-Восточной Азии и Северной Европы, между которыми идёт основной мировой грузопоток. По мнению американских специалистов, если глобальное потепление не удастся сдержать на 1,5° в следующие 43 года, то к 2065-му в освободившейся ото льда Арктике могут появиться новые торговые маршруты. В этом случае возможно ослабление контроля России над Арктическим регионом. Северный морской путь пролегает через исключительную экономическую зону России и используется фактически одной страной. Причина — не только мощнейший в мире ледокольный флот, но и международные законы, дающие арктическим прибрежным государствам право контролировать ленту шириной 200 морских миль от берега. Сейчас иностранное судно не может пройти по маршруту без согласования с Россией, без лоцманской проводки или ледокольного сопровождения.
Американские юристы хотят прямо увязать распространение российских законов на эту акваторию с тем, что там есть лёд. Они ссылаются на статью 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В документе указано, что для защиты окружающей среды от загрязнения прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение законов и правил, которые регулируют передвижение судов в районах, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства. Но если существенную часть времени в арктических регионах не будет ледового покрова, то страна уже не сможет распространять на эту территорию свои законы. Мало того, с таянием льдов судоходство выйдет из российских территориальных вод в международные.
Собеседники РИА Новости, сообщили, что с этой статьей Конвенции ООН по морскому праву не всё так просто, как пытаются представить правоведы из США. Прежде всего, сейчас нет общепринятого разграничения арктических пространств — существует сразу несколько точек зрения на делимитацию и юридический режим самого северного региона планеты. В 1970-х превалировала теория деления Арктики на пять секторов между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией. При этом суверенитет государств распространялся на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершина которого Северный полюс. Но такой подход практически исключал возможность применения к значительной площади Северного Ледовитого океана положений части VII Конвенции ООН по морскому праву (Конвенция), которая гарантирует свободу судоходства, полётов, рыболовства и других видов деятельности в открытом море за пределами исключительных экономических зон и территориальных вод.
Выход, пусть далеко не идеальный, и предложили в статье 234 Конвенции, рассказали эксперты по морскому праву. По их мнению, в мировой доктрине и практике достаточно широкое распространение получила точка зрения, что это — вся Арктика. Эксперты считают, что положение о покрытии льдом в статье нельзя рассматривать как необходимое условие появления или исчезновения особых прав у прибрежных государств. На самом деле, это лишь средство географического определения района, в котором такие права действуют, то есть Арктика.
17.05 13:00 +20° | 17.05 16:00 +19° | 17.05 19:00 +16° | 17.05 22:00 +15° | 18.05 1:00 +14° | 18.05 4:00 +13° |