Природа

С-З, 4 м/с
754 мм рт. ст.
04:46
19:40
Учёные нашли сходство в эволюции медведей и людей
7 июня 2022 | 07:21 Центр ФОБОС

Перипетии становления двух крупных видов – белых и бурых медведей – во многом совпадают с историей отношений разных ветвей человечества, говорится в новом исследовании американских и финских учёных. Об этом рассказывает РИА Новости, опираясь на статью, опубликованую в понедельник в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

«История белых и бурых медведей– довольно точный аналог эволюции человека. Учёные когда-то думали, что люди и неандертальцы просто разделились на два отдельных вида. Но расшифровка древних геномов показала, что представители архаичных ветвей человечества скрещивались с предками современных людей. Белые и бурые медведи – ещё одна система, в которой это происходило», – говорит ведущий автор исследования Шарлотта Линдквист, доцент биологических наук в Университете Колледжа искусств и наук Буффало и эксперт по генетике медведей.

Команда расшифровала геном белого медведя, жившего примерно 115–130 тысяч лет назад на норвежском архипелаге Шпицберген. ДНК зверя была извлечена из зуба, прикрепленного к субфоссильной (не достигшей полного окаменения) кости челюсти, которая сейчас находится в Музее естественной истории Университета Осло.

Также в ходе исследования были проанализированы геномы 64 современных белых и бурых медведей, в том числе несколько новых геномов с Аляски. Используя этот набор данных, исследователи подсчитали, что белые медведи и бурые медведи стали отдельными видами примерно от 1,3 до 1,6 миллиона лет назад.

После сепарации белые медведи пережили резкое сокращение популяции и длительный период генетического «бутылочного горлышка» (когда генетическое разнообразие находилось на низком уровне перед последующим расширением). В результате теперь у бурых медведей уровень генетического разнообразия гораздо выше.

По мере сокращения арктического морского льда белые и бурые медведи могут чаще встречаться друг с другом в местах, где их ареалы пересекаются. Это делает их общую эволюционную историю особенно интригующим предметом изучения, говорит Линдквист.

Два вида всё ещё могут скрещиваться. В последние годы в Северной Америке были замечены гибриды гризли и полярных медведей – так называемые пизли. Ряд исследователей считает, что межвидовое скрещивание, в результате которого геном белых медведей размывается, может стать ещё одним фактором, способствующим исчезновению крупнейших сухопутных хищников планеты.