Выводы недавнего
доклада ООН по климату назвали «набатом для человечества». По мнению экспертов, дальнейшее потепление «заперто» из-за парниковых газов, которые люди уже выбросили в атмосферу. Значительным их источником считаются морские перевозки. По морю доставляется до 90% всех грузов в мире, данный вид глобального транспорта остаётся наиболее экономичным.Вместе с тем морские перевозки приводят к выбросу 1,056 млн тонн газов антропогенного происхождения. Примерно столько же вредных выбросов производит за год вся Германия — шестая по объёмам загрязнения воздуха страна в мире, пишет
ИноТВ. Таким образом, если государства хотят выполнить условия Парижского соглашения по климату, то сокращение парниковых выбросов в ходе перевозок имеет первостепенное значение. Тем не менее, Международная морская организация (ИМО), ответственная за регулирование морских перевозок, ничего не решает в вопросе с сокращением углеродного следа, и вот почему.Задача ИМО — содействовать техническому сотрудничеству и устанавливать стандарты в области судоходства. А комитет по защите морской среды, который входит в состав ИМО, занимается вопросами климата и имеет право принимать и изменять нормы, регулирующие загрязнение морской среды судами. Под эту категорию также попадают и выбросы парниковых газов. Однако на ИМО (а это одно из агентств ООН!) оказывают сильнейшее влияние отраслевые ассоциации и страны, имеющие интересы в области судоходства. Более того, они внедрили в рабочие группы ИМО, в национальные делегации своих наблюдателей и представителей по вопросу морских перевозок, связанных с климатом. Тем не менее, некоторые страны всё активнее настаивают на том, чтобы ИМО всё же предпринимало инициативы в сфере регулирования последствий от климатического кризиса. Так, Маршалловы острова (островные государства уязвимы к повышению уровня моря) стали главными застрельщиками кампании за введение глобального налога на углеродные выбросы от судоходства в размере от $100 до $300 за тонну парникового газа. Большинство игроков в сфере судоходства не согласны с введением подобного налога.ЕС же вообще разрабатывает планы по отказу от углеводородов в области морских перевозок без участия ИМО. В частности, ЕС хочет включить судоходство в свою систему торговли разрешениями на выбросы. Тем же судам и компаниям, которые откажутся соблюдать эти правила, могут запретить вход в европейские порты.Последняя угроза действительно может возыметь некоторый эффект. Такой исход не только усложнит судоходство, но и ослабит ИМО и подорвёт влияние отрасли на мировое морское законодательство. Однако с учётом того, что морская индустрия по-прежнему обладает сильным влиянием, ИМО может продолжить придерживаться своего минималистичного подхода. Конфликт по поводу климатических норм в судоходстве не только потухнет, а разгорится с новой силой.