Мазут, жидкий нефтепродукт, обладает высокой степенью загрязнения. При его сжигании на открытых пространства выделяется большое количество чёрной копоти, вредной для человека и окружающей среды. Но он до сих пор популярен, используется при отоплении, в технологических установках, заправке специальной технике и т.д. К его недостаткам также относится возрастание вязкости при температурах в диапазоне от +10 до -10° в зависимости от марки, из-за чего перекачка по трубам и слив из ёмкости становится невозможным без предварительного подогрева. То есть применение в арктических регионах, где он востребован в качестве топлива для котельных и судов, бывает проблематичным. В Томском политехе (ТПУ) разработана технология получения морозостойкого мазута из старых автомобильных покрышек, сообщается на
сайте университета. Для этого учёные впервые в России апробировали метод паровой газификации. Лабораторные исследования показали, что этот мазут не замерзает и не теряет своих свойств при температурах до -50°! Кроме того, что важно, в нем примерно в 2 раза ниже содержание серы, производные которой относятся к основным загрязнителям атмосферы.Каждый год в России выбрасывается более 1 млн тонн покрышек, в мире — около миллиарда тонн. Часть остается на свалках, где под действием солнечного света они выделяют токсины, часть сжигается со значительным объёмом вредных выбросов, ещё 30 % перерабатываются в крошку. В ТПУ целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой — экономической и экологической.Обычно для переработки используется метод пиролиза: это термическое разложение продукта. Однако данная технология дает относительно небольшие объемы продукции. В ТПУ учёные предложили использовать метод паровой газификации, то есть разложение резины происходит под действием перегретого водяного пара. Этот метод и ряд уникальных инженерных решений позволили получать продукты переработки более высокого качества в экологически безопасном режиме.Эксперты сравнивали в лаборатории мазут традиционных марок и тот, что получен из резиновых отходов. Полученные параметры свидетельствуют о том, что мазут из отходов по всем свойствам превосходит обычный. А при горении даёт энергии столько же, сколько и традиционные марки. В политехе уже проведён необходимый комплекс фундаментальных исследований и создана экспериментальная установка. Сегодня вместе с индустриальным партнёром разрабатывается конструкторская документация на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 кг резиновой крошки в час.Помимо мазута томская технология позволяет также получать газ, который можно возвращать в технологический цикл, и технический углерод в виде мелкодисперсного порошка. Его можно использовать, например, в материалах для дорожного покрытия.