Природа

Морские вулканы подогревают воды Мирового океана
23 апреля 2021 | 16:27 Центр ФОБОС
Многие вулканы на Земле расположены не на суше, а под водой, рядом со срединно-океаническими хребтами и у так называемых островных дуг, где сталкиваются тектонические плиты. Их извержения играют важнейшую роль в работе глубинных экосистем Мирового океана, насыщая их различными микроэлементами и газами, которыми питаются микробы.
Несмотря на то, что большая часть извержений земных вулканов происходит под водой, их сила и последствия пока остаются малоизученными. Дело в том, что для подобных наблюдений пока нет подходящих инструментов и возможностей. Британские геологи впервые измерили силу мощного извержения подводного вулкана. Оказалось, что эти катаклизмы вырабатывают эквивалент нескольких тераватт и выбрасывают в океан огромное количество горячих жидкостей. Информацию о научной работе публикует информационное агентство ТАСС со ссылкой на статью в научном журнале Nature Communications.
Учёные впервые увязали появление так называемых мегаплюмов – вертикальных колонн горячей воды – с выбросами лавы. Оказалось, что эти потоки формируются всего в течение несколько часов, поделились впечатлениями исследователи.
Геологи наблюдали за подводным вулканом, который расположен на небольшом расстоянии от западного побережья США в подводном хребте Хуана-де-Фуки. Эта часть дна Тихого океана представляет собой осколок древней тектонической плиты, которая сейчас погружается под Северную Америку. Из-за этого происходит множество сейсмических толчков и извержений вулканов.
Установлено, что мегаплюмы формируются очень быстро. При этом они могут разносить частицы пепла и другие следы извержений на расстояние в 5–7 км от вулкана. Это говорит о том, что во время извержения недра Земли выделяют в океан около 1-2 тераватт-часов энергии, что сопоставимо с годовым потреблением энергии в США и в других ведущих промышленно развитых странах.
Более того, учёные выяснили, что значительная часть мегаплюмов состоит не из подогретой морской воды, а из геотермальных выбросов, которые попадают в Тихий океан вместе с другими выбросами вулканов. Расчёты специалистов показывают, что мегаплюмы служат основным каналом для перекачки энергии извержения в толщу Тихого океана.
Учёные надеются, что дальнейшие наблюдения помогут определить, как часто происходят подводные извержения сопоставимой мощности. Это поможет океанологам и климатологам лучше оценивать их влияние на состояние экосистем Мирового океана и уточнить вклад его вулканов в глобальное потепление.