Последние новости

С-З, 5 м/с
740 мм рт. ст.
05:48
19:15
Физики проверили закон всемирного тяготения Ньютона
12 марта 2021 | 16:44 Центр ФОБОС
Физиков давно интересует, работает ли классический закон всемирного тяготения на микроскопических масштабах. Проверить это сложно, поскольку хотя гравитация действует на очень большие расстояния, но при этом её тяжело измерить. Поэтому погрешности в подобных измерениях могут возникать даже из-за самых слабых помех.Специалисты из Венского университета (Австрия) разработали и создали уникальную установку, с помощью которой можно с максимальной точностью определить, с какой силой притягивают друг друга две сферы из золота диаметром всего в 1 мм и массой в 90 мгм. О результатах их работы со ссылкой на публикацию в научном журнале Nature сообщает информационное агентство ТАСС.Установка выглядит как сделанное из сверхтонкой проволоки маленькое коромысло. К его середине прикреплено зеркало, а также нить, на которой вся конструкция может вращаться вокруг своей оси. К концам коромысла прикрепляются объекты, гравитационные свойства которых физики пытаются изучить. Зеркало постоянно подсвечивает луч лазера, отражение которого улавливает фотодетектор. Благодаря этому на то, в каком направлении будет отражаться луч света, влияют даже малейшие сдвиги в положении сфер и прикрепленного к ним «коромысла».С помощью этой установки физики проследили, как по мере удаления и сближения шариков друг с другом их притягивала еще одна золотая сфера, которую учёные поместили на небольшом расстоянии от одного из шариков. Результаты измерений затем использовали для вычисления гравитационной постоянной G, физической константы, значение которой на сегодня определено не максимально точно.В итоге авторы эксперимента получили относительно точное значение константы G, которое расходится с общепринятыми оценками примерно на 9%.Учёные надеются, что дальнейшие измерения с ещё более лёгкими объектами помогут проверить, было ли это расхождение простой погрешностью измерений или же оно существует на самом деле. Кроме того, эти опыты дадут физикам шанс вплотную приблизиться к тому пределу масс, где теоретически должны действовать квантовые гравитационные эффекты. Благодаря этому можно будет проверить теории, которые допускают их существование.