Последние новости

С-В, 2 м/с
747 мм рт. ст.
05:39
19:22
Тропический лес сам способен формировать дождевую облачность
14 августа 2017 | 17:00 Центр ФОБОС
Учёные выяснили, почему период дождей над обширным бассейном Амазонки начинается на 2-3 месяца раньше положенного срока. Причина кроется в транспирации тропических деревьев в конце сухого сезона. Исследователи уже давно обнаружили, что в атмосфере в конкретные месяцы года над регионом наблюдается повышенная влажность воздуха. И увеличение влажности никак не связано с атмосферной глобальной циркуляцией. Открытие произошло, когда к анализу были привлечены данные спутников. С их помощью было выявлено, что увеличение водяного пара в воздухе совпало по времени с появлением новых листьев на деревьях, сообщает Science. Для деревьев присуще транспирация – процесс движения воды и её испарение через наружные органы, то есть через листья, стебли и цветы. Непосредственно для жизнедеятельности растения используется менее 1% воды, поступающей через корни. Остальные 99-99,5% теряются через так называемые устьица, которые у большинства растений находится на нижней части листа. В период появления новых листьев фиксируется большое суммарное количество выделения водяного пара в окружающую среду.Климатологи из Калифорнийского университета предположили, что именно выделяемая влага становится источником для формирования низкой дождевой облачности над бассейном Амазонки. И доказали это с помощью снимков спутника NASA, на которых определенным образом можно отследить химический состав атмосферы Земли. В результате было обнаружено, что влага, испаряющаяся с поверхности океана, легче в удельном весе, чем водяной пар, испаряющийся с зелёного массива тропического леса. Причина оказалась в дейтерии – тяжёлом изотопе водорода. В первом случае молекулы воды, содержащие дейтерий, не покидают океаническую воду. Растения же, всасывая воду из почвы, поставляют её в атмосферу без изменения, поэтому водяные пары получаются более тяжелыми. Именно по наличию дейтерия учёные сделали предположение: дождевые облака над регионом инициируются самими тропическими лесами в период их массового обновления, а не приносятся воздушными потоками с океана. И это происходит за 2-3 месяца до начала обычного сезона дождей.Открытие, по мнению учёных, важно с точки зрения того, как важно прекратить повальную вырубку лесов, которая в перспективе приведет к засушливости территорий.