Сель катастрофического уровня, сходящий раз в 50 лет, угрожает Транссибу, федеральной дороге вдоль Байкала и самому озеру, заявил в интервью РИА Новости глава Бурятии Алексей Цыденов. Наиболее сильно проблема касается Байкальска, где в прилегающих горных массивах накопился сель.
По информации Российской академии наук, последний такой сель был в 1971 году. Институт динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской академии наук, Институт земной коры также Сибирского отделения Российской академии наук дают заключения, что вероятность схождения селя катастрофического уровня в ближайшее время более 90%. Если этот сель сойдёт, то, как прогнозируют учёные, в зону возможных разрушений попадает и федеральная автомобильная дорога, которая соединяет Москву и Владивосток, и Транссиб – железнодорожная магистраль, и те самые карты-накопители, в которых шлам-лигнин, черный щёлок закрытого Байкальского ЦБК.
Селезащита, построенная на данной территории ещё в советское время и направляющая поток в заданном русле, существует, но её бетонные ограждения требуют где-то ремонта, а где-то и нового строительства.
Однако накопленные несоответствия между лесным кодексом, водным кодексом, земельным кодексом и самим законом об охране озера Байкал, по мнению главы Бурятии, не позволяют начать ремонтные и строительные работы. Законопроект о защите озера Байкал был принят Госдумой в первом чтении в июле 2023 года. Документом предлагается установить правила, которые позволят строить, реконструировать сооружения инженерной защиты территорий и объектов, объекты систем коммунальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения функционирования населённых пунктов и особых экономических зон «Ворота Байкала», «Байкальская гавань», автомобильные дороги соответствующего значения, противопожарные разрывы и линейные объекты.
05.12 12:00 +8° | 05.12 15:00 +9° | 05.12 18:00 +5° | 05.12 21:00 +4° | 06.12 0:00 +2° | 06.12 3:00 +1° |