Последние новости

Зап, 4 м/с
737 мм рт. ст.
05:41
19:21
Светодиодное освещение угрожает людям и экосистемам
1 октября 2022 | 13:50 Центр ФОБОС

Часть учёных и экологов ратуют за переход на уличное светодиодное освещение, поскольку оно должно сократить парниковые выбросы в атмосферу. Поэтому в некоторых странах мира, особенно в Китае и Европе, ещё лет 10 назад начали внедрять LED-освещение, активно заменяя прежние натриевые и люминесцентные лампы. Несмотря на энергоэффективность и явные преимущества светодиодов, сегодня выяснилось, что они пагубно влияют на здоровье людей и природу. Свои результаты и выводы европейские учёные опубликовали на сайте Science Advances.

Специалисты, изучив снимки, полученные с МКС, составили карту изменений спектрального состава освещения по всей территории Европы за 2012–2013 и 2014–2020 годы. Они показывают широко распространённый в регионе спектральный сдвиг. Светодиодные лампы практически вытеснили старые лампы накаливания, и в итоге спектр света белых светодиодов сместился от жёлтого естественного цвета, характерного для Солнца и газоразрядных ламп, к синему. Эта тенденция значительно увеличивает риск вредного воздействия на экосистемы. В научной работе учёные сосредоточились на том, как общеевропейские изменения спектрального состава выбросов повлияли на три фактора: выработку мелатонина, видимость звёзд и фототоксичную реакцию насекомых.

Синий свет подавляет выработку мелатонина, который отвечает за смену сна и бодрствования (циркадный ритм) у людей и животных. На снимках с МКС видно, что в 2012–2013 годах уличный свет в Европе был преимущественно бело-жёлтым благодаря натриевым лампам. С 2014 по 2020 год спектр засветки сместился к синему цвету. Сильнее всего это произошло в Италии, Румынии, Ирландии, Испании и Великобритании, что привело к сокращению выработки мелатонина у людей и животных в этих странах. Тогда как Австрия и Германия всё ещё используют для большинства уличных фонарей натриевые лампы с их желтоватым светом.

Также на засилье светового загрязнения обращают внимание астрономы: им стало труднее наблюдать за звёздами. А биологи отмечают странные аномалии в поведении насекомых. Кроме того, в городах отмечается сокращение их популяции, что разрушает пищевые цепи и грозит перестройкой городских и сельских экосистем.

В итоге учёные комментируют, что, скорее всего, ожидается продолжение тренда на внедрение LED-освещение. Поэтому важно отслеживать все наметившиеся изменения в природе и влияния на человека и успеть принять соответствующие меры, не доводя до критических экологических рисков.