Каждая из глобальных экосистем, которые делают нашу планету пригодной для жизни, регулируется Мировым океаном. От здоровья и рационального использования океана зависит жизнь человека — именно поэтому так важно развивать технологии, которые позволят уважительно и аккуратно извлекать пользу из океана во благо человечества. Норвегия поняла это одной из первых.
Страна неслучайно направила свое внимание на океан — площадь её морских территорий в 6 раз превышает площадь суши, около 70% доходов в бюджет поступает именно оттуда, а в индустриях, непосредственно связанных с океаном, работают более 200 000 норвежцев (при общем населении страны в 5,3 млн), в частности, в судоходстве.
Морские перевозки до сих пор остаются самым быстрым и дешёвым способом транспортировки грузов. Однако же этот транспорт остаётся одним из самых «грязных». Он ежегодно выбрасывает в атмосферу миллионы тонн CO2: примерно 2,5% от общего объёма глобальных парниковых выбросов. В Норвегии придумали, как уменьшить цифру — например, с помощью автономных электрических беспилотных контейнеровозов. Однако морские электровозы — не единственное решение. Норвежские изобретатели уже представили концепты грузовых судов, которые работают на водородном топливе.
Ещё один способ декарбонизации морских перевозок — гибридные танкеры, которые перерабатывают собственные выбросы в электроэнергию. Такие суда уже существуют — один из норвежских танкеров улавливает выбросы углекислого газа, выделяющиеся в результате использования ископаемого топлива, и превращает его в электроэнергию, на которой и плывёт дальше. Эта технология сокращает выбросы СО2 на 40%, выбросы оксида азота — на 80%, а выброс оксида серы — на все 100%.
Большая часть углеродного следа судоходства приходится на обслуживание в порту. На это тоже можно повлиять, однако большинству портов не хватает инструментов для реализации экологических стратегий. Порт города Берген стал первопроходцем — там впервые внедрили систему, которая оценивает экологичность судна по нескольким параметрам и присваивает ему определённое количество баллов. На основе этого рейтинга судно могут освободить от портовых пошлин, или наоборот — заставить платить повышенный взнос. Таким образом, руководство порта будет мотивировать владельцев судоходных компаний использовать все доступные «зелёные» технологии. Эту систему внедрили в 16 норвежских портах — разработчики надеются, что в будущем она станет обязательной по всему миру, сообщает онлайн-газета «Экосфера».
13.05 1:00 +14° | 13.05 4:00 +13° | 13.05 7:00 +14° | 13.05 10:00 +21° | 13.05 13:00 +25° | 13.05 16:00 +25° |