Последние новости

05:39
19:22
Химическое загрязнение Земли достигло апогея
14 февраля 2022 | 17:18 Центр ФОБОС
Международная команда исследователей впервые оценила влияние химикатов и других созданных человеком загрязнителей на стабильность экосистем Земли. Учёные пришли к выводу, что человечество превысило планетарную границу, связанную с загрязнением окружающей среды. Статья опубликована в научном журнале «Science and Technology», сообщает новостной портал FBM.ru.
С 1950 года производство химических веществ увеличилось в 50 раз. По прогнозам, к 2050 году этот показатель утроится. Темпы, с которыми общество производит и выбрасывает в окружающую среду химикаты, несовместимы с безопасностью человечества. По оценкам команды, ныне на мировом рынке насчитывается 350 000 различных их видов. К ним относятся пластмассы, пестициды, промышленные и потребительские химикаты, лекарства… Все эти вещества в значительной степени мало изучены своим влиянием и последствиями для земной экосистемы. Более того, ежегодно в окружающую среду попадает всё больше новых веществ.
Учёные озадачены тем, что скорость, с которой эти загрязнители появляются в природе, намного превышает способность правительств оценивать глобальные и региональные риски, не говоря уже о том, чтобы контролировать любые потенциальные проблемы.Данное исследование заполняет важный пробел в анализе «планетарных границ». В 2009 году международная группа определила 9 планетарных границ, обозначающих удивительно стабильное состояние, в котором Земля оставалась в течение 10 000 лет – с момента зарождения цивилизации. Эти границы включают выбросы парниковых газов, леса, пресную воду, биоразнообразие и т.д. Исследователи количественно определили границы, влияющие на стабильность Земли. В 2015 году пришли к выводу, что четыре границы были нарушены, однако граница химического загрязнения так и не была определена.<#PIC ID="1" author="fbm.ru">
В новом исследовании была сделана попытка оценить этот фактор. Учёные резюмируют, что некоторые химикаты можно найти по всему миру, и это загрязнение уже угрожает экосистемам Земли, нанося ущерб биологическим и физическим процессам, лежащим в основе всей жизни. Общая масса пластмасс на планете сегодня более чем в 2 раза превышает массу всех живых млекопитающих, и примерно 80% всех когда-либо произведённых пластмасс остаётся в природе. Пластмассы содержат тысячи разных химических веществ, поэтому их деградация в окружающей среде создает новые комбинации материалов и беспрецедентные экологические опасности.
Исследователи настаивают на более жёстком регулировании производства и необходимости перехода к экономике замкнутого цикла. Она включает в себя переработку и повторное использование химикатов и продуктов, а также проверку веществ на устойчивость и безопасность на всём пути их взаимодействия с земными экосистемами. Это нужно сделать, поскольку планетарная «точка невозврата» химического загрязнения является пятой из девяти, которые, по словам учёных, человечество уже пересекли. Остальные – это глобальное потепление, разрушение естественной среды обитания животных, уничтожение биоразнообразия и загрязнение Земли азотом и фосфором.