Природа

Марсианские потопы продолжались более недели
4 октября 2021 | 11:09 Центр ФОБОС
Ученые практически не сомневаются, что на поверхности Марса в глубокой древности существовали реки, озёра и целые океаны. Более того, установлено, что на Марсе периодически происходили мощнейшие гидрологические катаклизмы, в которых были задействованы огромные объёмы воды – гигантские цунами, чьи следы сохранились на берегах древних пересохших водоемов Красной планеты. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС со ссылкой на научный журнал Nature
Астрономы из Центра космических полетов NASA выяснили, что подобные катаклизмы играли важнейшую роль в формировании внешнего вида многих горных областей Марса. В ходе работы ученые анализировали трёхмерные снимки поверхности планеты, которые сделали Mars Global Surveyor и другие аппараты NASA, и пришли к выводу, что чаще всего после переполнения кратеров на Марсе происходили катастрофические потопы. В подобных случаях вода прорывала одну из стенок кратера и проделывала в окружающих горных областях огромные ущелья и каналы. Некоторые из этих потопов, как показывают расчёты учёных, длились больше недели.
В общей сложности специалисты-планетологи обнаружили следы более 200 подобных катаклизмов. Из-за них в экваториальных и тропических широтах Марса образовалось огромное количество разветвлённых сетей каналов. По мнению учёных, из-за подобных наводнений возникло примерно 25% от совокупного объёма этих древних ущелий, несмотря на их относительно небольшую длину.
Учёные считают, дальнейшее изучение марсианских гидрологических явлений позволит понять, какую роль подобные катаклизмы могли сыграть в исчезновении 99% запасов марсианской воды.