Последние новости

Зап, 4 м/с
759 мм рт. ст.
05:59
18:29
Тюлени помогли учёным изучить ледники
15 марта 2021 | 11:08 Центр ФОБОС
Таяние ледников Антарктиды обгоняет прогнозы климатологов. Это может быть связано с тем, что ледовые массивы Южного континента подогреваются не только сверху, но и снизу.Установлено, что в процессе таяния ледников большую роль играют потоки пресной воды, которые не смешиваются с соленой морской водой. Вместо этого пресная вода накапливается в двух слоях, на глубине в 250 и 400 м. Слои, как оказалось, соединены друг с другом вертикальными потоками пресной воды.На роль главного источника необходимого для таяния льда тепла претендуют два процесса – тёплые течения, которые омывают подводную часть антарктических ледников, а также подлёдные вулканы и «озёра» из магмы, следы существования которых ученые обнаружили благодаря спутниковым снимкам. Однако выяснить, какая из гипотез ближе к истине, оказалось довольно сложно. Изучить же состояние подводной части антарктического ледника британским учёным помогли тюлени. О необычном эксперименте, со ссылкой на публикацию в научном журнале Communications: Earth and Environment, сообщает информационное агентство ТАСС. Учёные заметили, что рядом с подводной частью ледников – там, где талая вода всплывает к поверхности океана и приносит с собой много питательных веществ, – много времени проводят тюлени. Дело в том, что эти питательные вещества привлекают планктон и рыбу, которой питаются ластоногие.Чтобы больше узнать о подводной части ледника, учёные поймали семь тюленей Уэдделла и семь южных морских слонов, которые обитали в окрестностях ледника, и прикрепили к ним камеры и датчики солёности и температуры. Затем животных отпустили, а через несколько месяцев поймали вновь.Проанализировав собранные тюленями данные, учёные обнаружили, что подводная часть ледника Пайн-Айлэнд действительно быстро тает, причем как летом, так и зимой. Однако для разных участков ледового массива скорость таяния была разной. Быстрее всего это происходило в тех частях ледника, которые были расположены на глубине в 250 и 400 м. Расчеты учёных показывают, что эти участки подогревают потоки талой пресной воды, которая движется через каналы и трещины в глубинных областях Пайн-Айленда. Эти потоки почти не смешиваются с солёной и холодной морской водой, но периодически «всплывают» к поверхности ледника. В результате появляются проталины, и большое количество питательных веществ всплывает к поверхности океана. Специалисты надеются, что собранные ими и их ластоногими коллегами сведения помогут уточнить, какую роль подобные подводные потоки талой воды играют в сокращении площади ледников Антарктики, а также понять, как они будут меняться в будущем в результате дальнейшего роста летних и зимних температур в приполярных регионах Земли.

Погода в Вудбридже