Основной функцией пения у певчих птиц учёные считают привлечение партнёра и защиту своей территории. В этих репродуктивных контекстах пение адресовано потенциальным партнёрам или соперникам и может быть завершено совокуплением или уходом соперника. Однако многие птицы также демонстрируют высокие показатели певческого поведения вне этих основных контекстов. Например, певческое поведение в больших стаях имеет решающее значение для обучения и поддержания вокального мастерства отдельных особей.Ещё Ч. Дарвин предположил, что птицы поют «для собственного удовольствия после окончания сезона ухаживания», и недавние исследования певчих птиц, проведённые учёными из США, Великобритании и Китая, опубликованные в журнале
Nature подтверждают эту гипотезу.В частности установлено, что певчие птицы (в том числе европейские скворцы, Sturnus vulgaris) обеспечивают высокий уровень общения в несексуальном – общительном контексте. Вне контекста спаривания самцы и самки скворцов образуют большие стаи, в которых они поют с высокой частотой, разделяют типы песен, проявляют небольшую агрессию друг к другу и разделяют насесты и источники пищи. Самцы скворцов изменяют структуру песни так, что она содержит черты, менее привлекательные для самок и не представляющие угрозы для других самцов, что может играть роль в развитии социальной терпимости. Тем не менее, похоже, что птицы не направляют пение к какому-либо конкретному сородичу, и нет доказательств того, что этот тип пения подкрепляется поведенческими реакциями сородичей.Исследование количественных характеристик опиоидных нейропептидов в организмах певчих птиц и их изменение в процессе пения позволило сделать вывод, что певчие птицы испытывают удовольствие от процесса коллективного пения. При этом коллективные песни вне брачного периода помогают поддерживать певческое мастерство каждому представителю стаи. Музыкальные упражнения ради удовольствия пообщаться с другими могут оказаться весьма полезными в период брачного сезона.