На культовой картине норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» в последние годы отмечалось выцветание жёлтых оттенков и деградация масляных красок, сделанных на основе сульфида кадмия.
Мотив «Крика», созданной художником в период между 1893 и 1910 годами в нескольких вариантах, красочно воплощает в себе тоску и отчаяние, меланхолию и одиночество современных людей. Мунк смело экспериментировал разными техниками (темпера, масло, пастель), чтобы создать «кричащие» цвета. Для этого он использовал известные на то время синтетические пигменты, к примеру, цинковые белила, хром жёлтый, хром зеленый, кадмий оранжевый, кадмий желтый и т.д. Международная группа учёных провела рентген-анализ микрочастиц пигментов и обнаружила, что исходный сульфид кадмия в краске превращается в сульфат кадмия в присутствии хлоридных соединений в условиях повышенной влажности воздуха. Эти реакции происходят даже в полной темноте. Ведь до этого считалось, что разрушительное влияние на картину оказывает яркий свет, из-за чего её держали в затемненной комнате и редко выставляли для показа. При этом в помещении чётко соблюдались и другие условия по влажности и температуре воздуха. Исходя из результатов нового анализа, воздействие света на картину на самом деле минимально, сообщает
Science Advances. Учёные порекомендовали хранить картину при нормальном освещении, минимальном уровне влажности (45% и ниже) и температуре около +20°.