Последние новости

Южн, 7 м/с
739 мм рт. ст.
05:42
19:19
Учёные выяснили природу опасных ледяных кругов
30 апреля 2020 | 13:30 Центр ФОБОС
Эти гигантские образования на поверхности льда видны только из космоса и невидимы для наземного наблюдателя. Но эти круги коварны и опасны для машин и пешеходов, особенно по его внешнему кольцу. Впервые загадочные круги на льду Байкала были обнаружены весной 2003 года при изучении снимков со спутников сотрудниками Лимнологического института СО РАН. В ходе дальнейшего изучения исследователи обнаружили, что подобные ледовые структуры диаметром 4 км и более, достигая иногда 10 км, часто появляются в определенных местах Байкала весной перед разрушением ледового покрова. Толщина льда внутри кольца и за его пределами практически не отличается и достигает метра. По кольцу же, ширина которого составляет менее 1 км, лёд значительно тоньше: его толщина составляет 20-30 см и менее. Тёмные загадочные круги на космических снимках – это и есть области тонкого льда. Тонкий лед, формирующийся по кольцу, представляет опасность для людей и техники, особенно опасно ледовое кольцо в районе полуострова Нижнее Изголовье, где проходит ледовая дорога с Усть-Баргузина на остров Ольхон.Подлёдные измерения скорости течений и температуры вод в районе колец показали, что под такой структурой вплоть до дна озера образуется антициклонический вихрь: вода крутится в гигантском вихре по часовой стрелке. Вихрь доставляет более тёплую глубинную воду к нижней поверхности льда, из-за чего тот вытаивает снизу. Сотрудники Института водных проблем РАН предположили, что эти вихри могут формироваться из-за рельефа дна, и наука, по всей вероятности, имеет дело с новым неизвестным типом топографических вихрей. С этой целью они совместно с коллегами из Лимнологического института в 2019 – 2020 гг. провели экспедиционные исследования. В районе мыса Нижнее Изголовье, где в холодный период года часто формируется ледовое кольцо, с помощью спутниковых радиобуев удалось зафиксировать столбчатую структуру в распределении температуры и кислорода в воде. В дальнейшем исследователи с помощью ледорадара нашли ещё одно кольцо в южной оконечности Байкала, которое на тот момент не прослеживалось на космических снимках. Измерения же температуры и скоростей течений в этом районе подтвердили гипотезу: под кольцом исследователи обнаружили мощный антициклонический вихрь. И только спустя 3 недели кольцо проявилось на спутниковых изображениях. Версия учёных подтвердилась: появление загадочных тёмных кругов на льду Байкала связано с особым видом вихрей, которые формируются из-за особенностей рельефа дна. Исследование крайне важно для предотвращения опасных ситуаций при передвижении техники и людей по ледовой дороге.