Последние новости

05:39
19:22
«Проводникам света» грозит исчезновение
6 февраля 2020 | 16:30 Центр ФОБОС
Эти насекомые являются знаковыми для планеты: они вдохновляли учёных и инженеров, они дарят красоту и зрелищность, поэтому в некоторых районах ценны как биологическое наследие. Речь идет о светлячках, называемых ещё «проводниками света» в ночи.Коэффициент полезного действия «фонариков» светлячков необыкновенно высок. Если в лампе накаливания в видимый свет превращается лишь 5 % энергии (остальная рассеивается в виде тепла), то у светлячков в световые лучи переходит от 87 до 98 % энергии. Изучив строение брюшка, инженеры открыли и сконструировали дешёвые линзы для мощных и одновременно ярких светодиодов, которые применяются во многих сферах деятельности человека.<#PIC ID="1" author="depositphotos.com © Fireflyphoto">Некоторые виды светляков столь хорошо регулируют процессы свечения, что способны уменьшать и увеличивать силу света или испускать прерывистый свет. Тропические же замечательны тем, что все их особи, слетевшиеся вместе, вспыхивают и гаснут одновременно. Видя удивительное действо со стороны, невозможно остаться равнодушным к «танцам» в ночи. Естественно, это явление привлекает людей, и вот уже в экотуризме появляется ещё одно направление. Для конкретной местности это важно и как биологическое наследие, и как создание ряда экономических и просветительных услуг в сфере туризма.В свете экологических проблем и изменения климата научный мир озадачился их сохранением и провёл комплексный опрос среди экспертов по насекомым. 350 специалистов должны были развернуто ответить на 4 вопроса. Проанализировав ответы, построив таблицы и схемы, международная группа учёных пришла к выводу, что светляки (семейство жуков) подвержены высокому риску сокращения популяции уже в ближайшее время. Статья об исследовании опубликована в журнале Bioscience.В антилидеры вырвались 3 фактора: потеря среды обитания, использование пестицидов-химикатов и искусственное освещение ночью. Согласно опросу, наиболее критической угрозой для выживания светлячков в большинстве географических регионов стала потеря среды обитания, которая обусловлена активной жилищной застройкой городов и весей, осушением болот и вырубкой лесов, особенно в любимых светляками прибрежных территориях.По самым скромным оценкам, 23% земной поверхности суши сегодня испытывает стресс от искусственного свечения ночью. Световое загрязнение было воспринято как главная угроза для светлячков в Восточной Азии и Южной Америке и вторая или третья – в большинстве других регионов (исследователи не нашли респондентов в Африке и некоторых других районах, поэтому здесь анализ не проводился). Искусственное освещение влияет на биоритмы и мешает светлячкам проводить ритуалы спаривания. Это, естественно, влечёт за собой сокращение популяций. Третий угрожающий фактор – использование пестицидов. Наибольший ущерб химикаты наносят, когда светлячки находятся в состоянии личинкиРеспонденты в конкретных регионах выделили и другие угрозы для светляков: загрязнение воды, неконтролируемый туризм, коммерческий сбор светлячков, засилье инвазивного вида ( это касается юга США, где стремительно распространяются огненные муравьи) и на 8-ом месте –изменение климата. Хотя воздействие антропогенного изменения климата на популяции светлячков остается малоизученным, но к потере среды обитания за счет деятельности человека прибавляются повышение уровня моря, участившиеся наводнения, увеличение районов с засушливым климатом и т.д. Исследование ценно уже всем понятным моментом: сокращение или исчезновение одного вида в живом мире ведет к последствиям и видоизменениям в экосистемах планеты.