Учёные наконец-то недавно выяснили, почему у дятла <#LINK href="http://www.meteovesti.ru/news/63543627115-u-dyatla-dubovaya-golova" text="«дубовая» голова">. Несколько позже было установлено, что секрет прочности черепа птицы кроется в рациональном распределении и преобразовании энергии. Для этого у птицы есть эффективные приспособления для поглощения удара: гидравлическая подушка, слой губчатого материала, особая геометрия. В итоге результаты исследования помогли специалистам в проектировании чёрных ящиков для самолётов, которые должны сохраняться в целости и сохранности после падения с высоты в 10 км.Инженеры из Калифорнийского университета в Беркли, изучая голову и шею птицы, обнаружили, что они имеет 4 структуры, которые поглощают механический удар. Это его жесткий, но эластичный клюв: длина верхней и нижней части клюва различна, и эта асимметрия по мере передачи силы от кончика клюва к кости снижает нагрузку на мозг. Далее – это жилистая, упругая структура языка, поддерживающая структуру подъязычной кости: петлеобразная подъязычная кость, проходящая вокруг всего черепа, действует как своеобразный ремень безопасности. А равномерному распределению нагрузки при ударе и, как следствие, защите мозга способствуют наличие пластинчатых костей с губчатой структурой в разных точках черепа. И четвёртая структура, смягчающая мощь ударов, – способ взаимодействия черепа и спинномозговой жидкости для подавления вибрации.<#PIC ID="1" author="newscientist.com"><#PIC ID="2" author="newscientist.com">Изучив досконально строение дятла и причины-следствия мощных его противоударных систем, исследователи нашли искусственные аналоги для всех этих факторов и «по подсказке от дятла» воспроизвели амортизирующую систему для защиты микроэлектроники в чёрном ящике. К примеру, чтобы имитировать сопротивление деформации клюва, инженеры использовали специальный инновационный цилиндрический корпус. Способность подъязычной кости распределять механические нагрузки сымитировали слоем типа резины внутри этого цилиндра, и т.д. Тестирование ящика прошло успешно, сообщает <#LINK href="http://www.newscientist.com" text="New Scientist">.Помимо возможной защиты электроники бортовых самописцев, амортизатор может также успешно использоваться для защиты космических аппаратов от столкновений с микрометеоритами и космическим мусором. А для гонщиков прорабатывается сложная система безопасности для удержания головы и шеи при опасном столкновении и авариях.