Последние новости

С-З, 3 м/с
742 мм рт. ст.
05:48
19:15
Подсказки природы: голые землекопы научат защищаться от УФ-излучения
5 января 2018 | 10:57 Центр ФОБОС
Люди постоянно подвергаются воздействию ультрафиолетовых лучей, иногда получая сильные солнечные ожоги. Поэтому учёные давно занимаются темой восстановления ДНК, попавших под агрессивное влияние солнца. Недавно о находках в этой области рассказала член-корреспондент РАН, заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН Ольга Лаврик, сообщает<#LINK href="http://tass.ru" text=" ТАСС">.Научные сотрудники института открыли, что у обитающих в темноте голых землекопов достаточно эффективно функционируют механизмы восстановления ДНК, поврежденной солнечным излучением. Мелкие грызуны, ведущие подземный образ жизни в условиях отсутствия света и пониженной концентрации кислорода, обитают в сухих саваннах и полупустынях Кении, Эфиопии и Сомали. Вид отличается уникальными для млекопитающих особенностями: сложной социальной организацией колонии, холоднокровностью, нечувствительностью к некоторым формам боли (термическим ожогам и химическим ожогам кислотами), выносливостью к высоким концентрациям CO2. Изначально даже считалось, что особи обладают иммунитетом к раку в целом, но в прошлом году биологи сообщили о двух зарегистрированных случаях (несмотря на эти случаи, уровень заболеваемости раком крайне низок по сравнению с другими млекопитающими). Ещё редкая особенность – они считаются одними из самых долгоживущих грызунов, возраст которых в неволе достигает 28-31 год.Учёные заинтересовались механизмами защиты ДНК его клеток от воздействия солнечных лучей. В результате, они выявили не только систему восстановления ДНК, повреждённой ультрафиолетом, но и обнаружили, что процессы, обеспечивающие удаление окислительных повреждений ДНК, у землекопов протекают намного эффективней, чем у лабораторных мышей (сам процесс обнаружения пока не раскрывается). Это открытие важно тем, что в научной литературе практически нет данных об активности и экспрессии белков, связанных с восстановлением ДНК у грызунов, поэтому результаты работы учёных института — важный шаг в этом направлении. Есть надежда, что период между открытием и практическим внедрением в медицинскую практику по защите населения от ультрафиолета не будет исчисляться десятилетиями.