Особый взгляд на проблемы защиты окружающей среды предложил председатель Климатической конференции ООН, которая состоялась в ноябре в Бонне. То, что конференция проходила под председательством тихоокеанского государства Фиджи, – не случайность. Мелкие островные государства не считаются основными загрязнителями среды, да и автомобилей здесь в разы меньше. При этом именно острова наиболее уязвимы к повышению уровня Мирового океана и другим проявлениям климатических изменений – тайфунам, засухам, наводнениям. Поэтому островитяне – активные сторонники решения экологических проблем в масштабах планеты.Негласным символом этой конференции стало традиционное фиджийское судно – океанический катамаран, или ндруа, сообщает Russian.News.Cn. Вопреки расхожему мнению, катамаран – это не только привычный водный велосипед, но и любое двухкорпусное судно: от сравнительно небольшого вместимостью на пару человек, до крупного – на сотни пассажиров. Ндруа может ходить под парусом и управляться рулевым веслом. Благодаря устойчивой конструкции и быстроходности катамаран легко преодолевает огромные расстояния.Европейская организация KIMO International привела данные исследования, согласно которым одна лодка с двигателем наносит экологии больший вред, чем автомобиль. Из-за особого строения мотора в воду утекает 20 -30% топлива. При медленном ходе утечка достигает 40%, но даже при оптимальных условиях судно спускает в воду не менее 8% неиспользованного бензина и масла. За час работы лодка с двухтактным двигателем мощностью 10 лошадиных сил выбрасывает в окружающую среду такое же количество углеводорода, сколько один автомобиль за 40 тыс. км пробега. Загрязнения можно избежать, если использовать традиционные катамараны с экологически чистыми моторами, которые питаются от солнечных батарей.Необычной конструкцией океанического катамарана в 2000-е годы вдохновился немец Дитер Польманн. Он решил возродить почти забытые знания этого судовождения, осовременив наиболее полезными достижениями технического прогресса, но при этом экологически чистыми. В результате возник флот из 7 катамаранов. В 2012 году 4 судна были переданы Фиджи, Самоа, Таити и островам Кука, где они выполняют просветительские проекты, образовательные функции и организовывают другие общественно и экологически значимые мероприятия. К примеру, на Фиджи волонтёры приезжают в деревни с лекциями, и рассказывает о защите рифов и океанических вод от загрязнения, популяризует идею традиционного и экологически чистого мореплавания как ответ на климатические изменения. Кроме того, в задачи команды судна входит сбор образцов воды, донных отложений и песка для крупнейшего образовательного хаба Океании – Южнотихоокеанского университета. Эти данные помогают проанализировать процессы распада и поглощения морскими обитателями изделий из пластика.Как рассказал председатель 23-й Климатической конференции Фрэнк Мбаинимарама, история Фиджи интересна тем, что она несёт идею о разумном сочетании традиций и современных достижений – это наиболее эффективный способ, по его мнению, противостоять загрязнению окружающей среды и климатическим изменениям. Страны мира находятся в разных природно-географических условиях, поэтому у каждого народа могут быть свои интересные решения, продиктованные традиционными практиками и достижениями наук. Но, как повторился Фрэнк Мбаинимарама, когда речь идет об общем доме, каждый должен сказать свое слово, потому что «мы все в одной лодке».