С именем Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900) связано становление и развитие жанра морского пейзажа в искусстве России. Он был и до сих пор остается непревзойдённым маринистом: за свою долгую творческую жизнь написал около 6000 произведений, 4000 из которых посвятил любимой теме бурь, штормов, батальных сцен, парусников, кораблекрушений и любованию морем и небесами. «В его картинах живут не только крики чаек, шум прибоя и шелест парусов, в них - биение сердца художника, напряженный импульс его мысли и мятежный дух романтизма», – так пишет об Иване Константиновиче директор Феодосийской картинной галереи, носящей имя художника, Татьяна Викторовна Гайдук.После учёбы в Петербургской Академии художеств и совершенствования мастерства за границей, к концу 1840-х годов у Айвазовского сложился свой уникальный творческий метод. Его феноменальная зрительная память и удивительное воображение позволили ему не работать с натуры, а импровизировать, причём, он всегда творил легко, непринужденно, вдохновенно и быстро: многие его картины написаны всего за день. В «Автобиографии» художник так писал об этом: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным порукам и ногам... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе, и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем своей кистью».В ранние годы от картин живописца веяло спокойствием, гармонией и вечностью природы; любимое море, в основном, изображается спокойным и умиротворенным, часто в картинах присутствуют ночные марины, освещенные луной. По словам экспертов, эффекты небесного свечения и лунного света у художника просто завораживают. Особенно впечатляет искрящийся блеск на легкой зыби волн или ослепительно сияющая лунная дорожка на штилевой глади моря.В середине XIX века в искусстве России на смену романтизму приходит реализм. Но Айвазовский был одним из немногих художников, сохранивших преданность идеалам романтизма до конца своей жизни, хотя и его искусство претерпевает некоторые изменения. Колорит его картин утрачивает былую яркость и контрастность, обретая множество более тонких нюансов прекрасно сгармонированных серых, голубых и бирюзовых тонов. Его произведения становятся более реалистичными по форме, но сохраняют все ту же романтически-приподнятое настроение.В.В. Стасов, великий критик, историк искусств, написал о художнике: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами...».