Последние новости

Южн, 3 м/с
738 мм рт. ст.
05:18
19:39
Плохая новость: ракообразные расщепляют пластик
4 августа 2020 | 09:15 Центр ФОБОС
Частицы микропластика получают всё большее распространение в морях и океанах, и его негативное воздействие на многие морские формы жизни хорошо известно. Тем не менее, учёные относительно немного знали о микропластике в пресноводных реках, ручьях и озерах. До сих пор фрагментация пластика там в основном объяснялась такими процессами, как солнечный свет или волновое воздействие, которое может занять годы или десятилетия. Но оказывается, что крошечное ракообразное, похожее на креветку, может выполнять ту же работу намного быстрее.Как рассказывает журнал National Geographic Россия, группа исследователей во главе с Алисией Матеос Карденас из Ирландского национального университета в Корке обнаружила, что пресноводный амфипод Gammarus duebeni длиной до 2 см может фрагментировать кусочки пластика размером менее 5 мм на еще более мелкий нанопластик (размером менее одного микрометра). Этот конкретный вид обитает в водоемах Ирландии, но он принадлежит к большей группе беспозвоночных Gammarus, которые распространены как в пресной воде, так и в океанах по всему миру. Поэтому, как отмечают авторы работы, их выводы имеют большое значение для понимания экологической судьбы микропластика.Первоначально исследование было нацелено на то, чтобы выяснить какие негативные последствия может вызвать микропластик у амфипод. Однако некоторые неожиданные результаты вынудили ученых начать новую серию экспериментов, направленных на сбор доказательств того, что микропластик был биологически фрагментирован самими беспозвоночным. Чтобы проверить это, ученые использовали различные частицы микропластика с определенным красителям. Затем авторы работы вскрывали пищеварительные тракты амфипод и искали их под флуоресцентным микроскопом, который способен отследить окрашенный микропластик в тканях животных. Исследователи пришли к выводу, что Gammarus duebeni способны фрагментировать микропластики разных форм и размеров, включая нанопластики, менее чем за 4 дня.Хорошо известно, что микропластик может накапливаться в кишечнике морских птиц и рыб. Теперь всё более очевидно, что более мелкий нанопластик может проникать в клетки и ткани животных, где его воздействие намного сложнее предсказать. Как отмечают исследователи, открытие того, что такое распространённое животное может быстро производить огромное количество нанопластика, вызывает особое беспокойство. Поскольку ракообразные, которых они рассматривали, поедаются рыбой и птицами, любые производимые ими фрагменты нанопластика также могут попадать в пищевую цепочку и дойти до человека.