Природа

Южн, 3 м/с
753 мм рт. ст.
04:48
19:40
Учёные сделали новый шаг в профилактике бешенства
18 июня 2022 | 11:28 Центр ФОБОС

Иммунологи впервые получили чёткое изображение гликопротеина – белка, который играет критически важную роль в патогенезе бешенства. Это поможет создать более действенную вакцину от смертельно опасной болезни. Как сообщает РИА Новости, исследование американских и французских учёных опубликовано в журнале Science Advances.

Вирус бешенства – один из самых опасных в мире. Летальность на этапе появления клинических симптомов составляет 100%. Ежегодно от болезни умирают 59 000 человек. Около 40% заражённых – дети.

Главный способ остановить распространение инфекции – вакцинация домашних животных, в основном собак, которые распространяют вирус в 99% случаев. Однако у существующих препаратов есть важный недостаток: они не обеспечивают пожизненной защиты. Прививки питомцам приходится делать каждые один-три года.

Точно не известно, почему вакцины против бешенства не обеспечивают долговременной защиты, хотя подозрение учёных падает на свойства гликопротеина (G) вируса бешенства. Этот белок играет важную роль в механизме возникновения и развития болезни. Он действует как швейцарский армейский нож, видоизменяя свои аминокислотные последовательности под разные задачи. Человеческие антитела могут воздействовать на отдельные участки белка, но гликопротеин может скрывать или перемещать свои уязвимые места. Гликопротеин бешенства – единственный белок, который вирус экспрессирует на своей поверхности, а это означает, что именно он становится основной мишенью антител во время инфекции.

Профессор Института иммунологии Ла-Хойи (Калифорния) Эрика Сапфир и её коллеги в сотрудничестве с группой под руководством доктора Эрве Бури из Института Пастера, возможно, открыли путь к более совершенному дизайну вакцины. Учёные получили выполненный в высоком разрешении снимок гликопротеина вируса бешенства в его трёхмерной форме, которую он принимает перед тем, как заразить клетки человека.

Благодаря этому учёные смогли увидеть несколько важных особенностей белка, неизвестных ранее. В частности, впервые были засняты две ключевые части вирусной структуры, называемые слитыми пептидами, в том виде, в каком они проявляются в реальной жизни. Эти две последовательности связывают нижнюю часть гликопротеина с вирусной мембраной и проецируются в клетку-мишень во время инфекции. Если нацелить вакцину именно на этот участок, её действие станет более продолжительным, предполагают исследователи.