Последние новости

С-З, 5 м/с
754 мм рт. ст.
06:00
18:30
Муравьи строят свои города по законам физики
29 ноября 2021 | 16:56 Центр ФОБОС
Подземные сооружения муравьев — искусство природной архитектуры. Они представляют собой спускающиеся вниз туннели-улицы, которые разветвляются и ведут в самые разные «дома» или «комнаты»: для самки-королевы, её детенышей, выращивания грибов… . В «городе» (его протяженность может достигать 7 м!) одновременно проживают миллионы насекомых, а сам он может существовать, не разрушаясь, десятилетиями. И это несмотря на то, что он создан без использования оборудования и армирующих материалов. Секреты впечатляющих архитектурных сооружений раскрываются сегодня с помощью трёхмерной рентгеновской визуализации и компьютерного моделирования.Учёные из США и Франции решили узнать, как именно муравьи строят себе жилище. По мнению авторов работы, это поможет и человеку, прежде всего, более эффективно копать под землей, добывать полезные ископаемые или рыть туннели метрополитена. Кроме того, опыт насекомых может найти применение в создании автоматизированных горных роботов. Свои выводы исследователи опубликовали в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences», сообщает сетевое издание Naked Science.Были проведены эксперименты. За муравьями, посаженными в специальные контейнеры, наблюдение велось с помощью рентгеновской установки. Выяснилось, что они старались действовать максимально эффективно: рыли туннели, используя стенки контейнера, чтобы сократить объём, а также делали ходы по возможности прямыми и максимально крутыми. При этом особи умудрялись создавать своего рода защитный свод (наподобие арки), размер которого намного больше самого рабочего материала. А ещё муравьи удаляли наиболее твёрдые зёрна из почвы, чтобы те не помешали копать и не рухнули в туннель. Тем не менее, учёные пришли к выводу, что все это насекомые делали «неосознанно»: они скорее повиновались многовековому инстинкту, который помогал копать, не нарушая законов физики. То есть, это не поведение отдельного муравья, а слаженные действия супер организма — всей колонии. В чём секрет подобного поведения — загадка, но учёные надеются на основе экспериментов создать искусственный интеллект, который будет подражать технике животных, чтобы научиться более эффективно работать под землей.