Из-за продолжающегося на планете глобального потепления в США более десятка штатов, около 150 городов и тысячи американских предприятий приняли планы по резкому сокращению выбросов углекислого газа. Такое решение выявило одну проблему: как теперь дёшево и регулярно отслеживать выбросы СО2? Метеостанции и лаборатории есть не во всех населённых пунктах, а там, где есть, наблюдения проводят в среднем 4 раза в сутки. С этой целью
агентство NOAA профинансировало исследование учёных из Университета Юты. В итоге команда специалистов обнаружила, что размещение мобильных датчиков на движущихся по маршруту трамваях вместо установки стационарных датчиков поможет разрешить проблему и упростить контроль городов и предприятий за своими выбросами СО2.Были проведены экспериментальные замеры на состав воздуха. Мобильные датчики, прикрепленные к трамваю, позволили исследователям лучше изучить регион долины Солт-Лейк-Вэлли; были оценены выбросы таких значимых поставщиков углекислого газа, как федеральные автомагистрали, электростанции, нефтеперерабатывающие заводы и т.д. Датчики не только показали более результативные замеры, чем стационарные, но и сам процесс оказался намного эффективнее и дешевле традиционной системы наблюдений. Один сенсор, установленный на корпусе общественного транспорта, может собирать ту же информацию о выбросах СО2, что 30 стационарных метеодатчиков. В итоге бюджет города может сэкономить $1,2 млн.Также мобильные устройства позволят точнее замерять выбросы на автодорогах. Обычно для таких подсчётов требуется знать, сколько автомобилей находится в городе, каков тип и возраст автопарка, их маршрут…. Тогда как прибор на трамвае совершит измерения в реальном времени на проезжей части, что снижает объём необходимых вычислений. Карты и анализ продемонстрировали, что мобильные сенсоры значительно уменьшили неопределенность в оценках выбросов СО2. То есть, предложенный подход, по мнению учёных, – идеальный для изучения загрязнения атмосферы. При этом при выборе транспорта необходимо соблюдать следующие условия: трамваи должны быть электрическими (выбросы самого транспорта не должны смешиваться с данными атмосферных замеров) и их маршруты должны проходить на поверхности, не под землей. В ближайшее время эту модель замеров можно применить для анализа опасных загрязнителей городов, угрожающих здоровью человека, — мельчайших частиц сажи и токсинов-аэрозолей.