Последние новости

Ю-З, 3 м/с
737 мм рт. ст.
05:42
19:19
Судьбу мамонтов и неандертальцев решило магнитное поле
22 февраля 2021 | 17:17 Центр ФОБОС
Исследование древнего окаменевшего дерева каури и компьютерная модель климата в ту эпоху показали, что изменение направления магнитных полюсов Земли 42 тыс. лет назад могло серьезно изменить климат планеты. Среди последствий этого события ученые называют вымирание многих видов – в частности, неандертальцев и мамонтов. О результатах исследования со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда и научный журнал Science, сообщает информационное агентство ТАСС.Кратковременное изменение магнитного поля Земли, датировку которого ученые знали лишь примерно, произошло 39-43 тыс. лет назад. Исследователи не знали, как это событие повлияло на жизнь на нашей планете. Найденное окаменевшее ископаемое дерево каури (Agathis australis), найденное в 2019 году в Новой Зеландии, дало им возможность уточнить время этого явления, а также оценить последствия этого природного явления на различные формы земной жизни.Исследователи сопоставили эти данные с хроникой изменения магнитного поля, которая сохранилась в горных породах, следами космического излучения во льдах Антарктиды и Гренландии и другими природными факторами. Кроме того, авторы работы воспользовались компьютерной моделью атмосферы нашей планеты.Они пришли к выводу, что магнитное поле Земли уменьшалось в течение примерно 1500 лет. Из-за этого на поверхность планеты поступало значительно большее количество ультрафиолетового космического излучения, чем раньше. Примерно тем же временем датируются первые образцы наскальной живописи, сделанные охрой. По мнению геофизиков, эти два факта связаны: неандертальцы и Homo sapiens могли чаще прятаться от ультрафиолетового излучения в пещерах, а охру изначально применяли сперва для защиты от солнечного света, и уже потом – для отпечатков ладоней и рисунков на стенах пещер. Другим последствием инверсии магнитных полюсов могло быть вымирание неандертальцев, а также других видов животных и растений.Некоторые учёные считают, что сейчас северный магнитный полюс движется примерно с той же скоростью, что и в те далёкие времена. Авторы исследования опасаются, что если нечто похожее произойдет в ближайшее время, последствия могут быть катастрофическими, ведь атмосфера Земли и так перенасыщена парниковыми газами. Поэтому они, кроме прочего, призывают снизить выбросы углекислого газа до того, как подобная катастрофа произойдет снова.