Последние новости

С-З, 5 м/с
740 мм рт. ст.
05:48
19:15
Учёные обнаружили практически бессмертное дерево
23 января 2020 | 13:33 Центр ФОБОС
Некоторые лесные гиганты могут жить более 2000 – 3000 лет. А недавно учёные обнаружили молекулярные механизмы, которые делают деревья такими долгожителями. Всё дело оказалось в геноме. Чтобы сделать такое смелое заявление, биологи для начала изучили сердцевины 34 здоровых деревьев гинкго билоба в возрасте от 3 до 667 лет, обитающих в трёх китайских провинциях. Анализируя годовые кольца, они открыли, что все исследуемые деревья не замедлились в своём росте (конкретно – не состарились!), а иногда их темпы развития даже ускорялись. Более того, размер листьев, способных к фотосинтезу, и качество семян не отличались на всем промежутке жизни.Для описания происходящих процессов на генетическом уровне учёные сравнили экспрессию генов в листьях и камбии (это образовательная ткань в стеблях, стволе и корнях двудольных и голосеменных растений, дающая начало вторичным проводящим тканям и обеспечивающая их прирост в толщину). Уровень камбия в тканях является показателем здоровья и роста растения. Команда секвенировала РНК деревьев, изучила выработку гормонов и исследовала микроРНК (молекулы, которые могут включать и выключать определённые гены). В результате выяснилось, что несмотря на то, что листья отмирают по сезону, у самого дерева не нашли признаков старения.Естественно, деревья-долгожители испытывают некоторые изменения с течением времени. У них отмечаются более низкие уровни гормона роста, происходит снижение экспрессии генов и т.д. Однако ныне живущие гинкго не имеют ярких признаков старения. Биологи комментируют, что «живое ископаемое» за миллионы лет своего существования успело выработать уникальные защитные механизмы от болезней и вредителей. Дерево даже устойчиво к загрязнению воздуха. Большинство погибает не от дряхлости, а от неблагоприятных погодных условий, чаще всего, от засухи или от удара молнией, пожара. Однако, как говорят учёные, прежде чем делать окончательные выводы о причинах долгой-долгой жизни гинкго (несмотря на смелое и вроде бы как убедительное заявление), нужны дальнейшие исследования, поскольку тщательно не изучены деревья старше 1000 лет.