Когда смотришь фильм ужасов и становится страшно, можно взять пульт и выключить экран. Когда летишь в самолёте, а за иллюминатором – «врата в сверкающий ад», можно, конечно, опустить шторку, вспомнив о страусе, спрятавшем голову в песок. Однако лучше всё-таки знать и понимать, что в большинстве своем молнии для современных лайнеров безопасны, поскольку они оснащены специальной защитной системой от электрических разрядов.Вдоль обшивки судна пускают проводящую сетку, которая также экранирует бортовые системы; во избежание воспламенения топлива баки заполняются инертным газом, а для вывода статического заряда на концах крыльев ставят электростатические разрядники. Да, изредка, несмотря на все эти предосторожности, самолёты могут пострадать от разряда молнии. По статистике, в одну и ту же воздушную машину молния бьёт, в среднем, 2 раза в год, но связанные с этим явлением катастрофы случаются редко и обусловлены стечением или совпадением сопутствующих обстоятельств.К сожалению, история знает случаи, когда удар молнии в корпус летательного аппарата вызвал печальные последствия. Крупнейшая авиакатастрофа (занесена в книгу рекордов Гиннеса) произошла 8 декабря 1963 года в штате Мэриленд (США). Из-за сложных погодных условий авиалайнер Boeing 707−121 был вынужден остаться в зоне ожидания. Немного покружив вокруг аэропорта, самолет подал сигнал бедствия, а после объятый пламенем рухнул недалеко от городка Элктон. На его борту находились 73 пассажира и 8 членов экипажа. Согласно заключению комиссии Совета по гражданской авиации, причиной катастрофы рейса PA-214 стал удар молнии, который воспламенил топливо-воздушную смесь в левом резервном топливном баке, после чего произошёл взрыв этого бака с разрушением конструкции левой внешней части крыла, а затем и потеря управления. По результатам расследования причин авиакатастрофы Федеральное управление гражданской авиации США выпустило ряд рекомендаций по предотвращению подобных трагедий и, в частности, указало на необходимость создания молниезащиты топливных систем.Большинство современных самолётов уже оснащено специальной защитной системой от электрических разрядов. Теме не менее, лететь сквозь мощную грозовую облачность опасно – из-за вертикальных потоков колоссальной скорости и сильнейшей турбулентности, града и разрядов молний, и обледенения. В помощь пилотам в таких ситуациях приходит метеолокатор, который распознаёт насколько облако опасно.