Природа

06:26
20:01
Обнаружены ландшафты эпохи динозавров
30 июля 2019 | 13:03 Центр ФОБОС
Путешествие в очень далёкое прошлое Земли – это восхождение на вершину плато Урукум, которое примерно на километр приподнялось над бразильской саванной. Несмотря на эрозию и воздействие сильных ливней в данном регионе, ржаво-красная поверхность плато остается практически неизменной в течение 70 млн лет, что делает его старейшим известным ландшафтом Земли. Сотрудники Квинслендского университета (Австралия) убеждены, что на глубине всего нескольких метров под плато Урукум находится поверхность, по которой когда-то ступали динозавры, сообщает Science.
До недавнего времени учёные могли оценить эрозию местности только по осадкам, стекающим с поверхности плато. Но новые геохимические инструменты измеряют эрозию породы внутри возвышенности. По мнению исследователей, древние пейзажи могут существовать на вершине других изолированных плато, которые усеивают геологически спокойные районы в Южном полушарии и которые не видоизменились из-за тектоники плит или влияния ледяных щитов. А именно на изучении тектонически активных регионов и сосредотачивались десятилетиями геоморфологи и геологи («Куда идет большинство геологов? — Они идут в горы. Или на нефть»), упуская из виду «тихие» территории. Но новые геохимические инструменты позволяют геофизикам изучать подобные области планеты, в частности, летопись плато Урукум и его соседа, Санта-Крус.
Следы радиоактивного калия показали, что ландшафт сформировался от 60 до 70 млн лет назад. Большое количество изотопов гелия, бериллия и алюминия позволяют предположить, что плато лишается всего лишь 1 м почвы каждые 10 млн лет. Окружающий ландшафт, тем временем, вероятно, разрушается в 100 раз быстрее, заключают учёные.
Результаты открытия подняли новый вопрос: а что позволило бразильскому ландшафту сохраниться в течение миллионов лет? Ведь до сих пор самые старые известные поверхности были найдены в выжженных районах, таких как пустыня Атакама в Чили или сухие долины Антарктиды, где эрозия протекает медленно и где выпадает минимум осадков. Как ни парадоксально, долговечность бразильского плато зависит от воды. Дождевая вода реагирует с элементами почвы, которая богата оксидом железа (отсюда и цвет поверхности), получается такая мощная смесь, которая как бы бронирует почву.
Подобные плато, защищённые железом или кремнезёмом, вероятно, существуют во всех геологически спокойные районах. По-видимому, особенность открытия Урукум может побудить других исследователей вернуться к изучению «тихих» районов, к поискам древних рельефов.